Формирование графомоторных навыков

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Причины трудностей в овладении навыком письма уходят своими корнями в дошкольный период развития.  Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам. Дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы. 
Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык». Это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.Графомоторные навыкивключают в себя:
– формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
– развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
– обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).
Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу и проводиться по следующим направлениям:

  1. Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики.

Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её. На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка».Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд.
Далее можно приступить к развитию динамического праксиса – способности ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу.На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок»,«Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик».Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории.Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).
Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук, координация движений) осуществляется в играх с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками), пальчиковых, упражнениях на самомассаж рук, продуктивной деятельности..

2. Формирование зрительно-пространственной ориентировки;(ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

В данное направление включены:
– ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);
– ориентировка в окружающем пространстве

3. Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно – двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. «Глаз видит – рука изображает» – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения:
– Штриховки.На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам,конструирование по чертежам, выкладывание узоров по образцу.
– Дорисовки.На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.
– Рисование.Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование.
– Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д.
Таким   образом, последовательная,  поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *