Мимическая гимнастика — это вид логопедической гимнастики, при котором развиваются лицевые мышцы и мимические движения.
Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом.
Вот какую пользу приносят регулярные занятия мимической гимнастикой:
– развивается артикуляционный аппарат;
– снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
– улучшается дикция;
– тренируется звукопроизношение;
– повышается выразительность речи и и мимики;
– появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.
Мимической гимнастикой для детей можно заниматься даже дома, вместе с мамой или другим взрослым.При этом нужно следовать рекомендациям.
1. Занятия проводятся ежедневно, по 5-10 минут.
2. Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку.
3. Малышу должно быть спокойно и комфортно.
4. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
5. Для занятий потребуется довольно большое зеркало.
6. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение.
7. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
8. Важно не количество сделанных упражнений, а их качество.
9. Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжени
10. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой. Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться. Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи. Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.
Примеры мимической гимнастики
1. Закрывать и открывать глаза без напряжения.
Лицо не подвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет (до 5, а потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мы закроем крепко глазки
И во сне увидим сказки.
Побываем на луне
И поедем на слоне.
2. Раздувать ноздри – «Мы нюхаем». Втягиваем ноздри, делая глубокий вдох носом. Плечи при вдохе не поднимаются. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мы увидели пион,
Как чудесно пахнет он!
Воздух носом втянем дружно,
Нам цветок понюхать нужно.
3. Учимся быстро-быстро моргать. Лицо при этом спокойно. Повторяем упражнение 3-5 раз.
По дорожке шла коала,
Эвкалипта лист жевала.
Замечталась и упала,
Часто-часто заморгала.
4. «Мы подмигиваем». Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Как хитрющий рыжий кот,
Поморгаем мы. Вот! Вот!
Левый глаз! Правый глаз!
Получается у нас!
5. «Мы умеем удивляться». Учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови, выражение лица удивленное. Повторяем упражнение 3-5 раз.
В зоопарке побывали,
Крокодила увидали.
Он зубастый! Так и знай!
Брови выше поднимай!
6. «Мы умеем сердиться». Хмурим брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Следить, чтобы губы не участвовали в движении. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Не хотела каши Маша,
Рассердилась мама наша,
Брови хмурила вот так.
Каша – это не пустяк!
7. Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Капризуля наша Люба,
Как карась надула губы!
Говорит карась большой:
– Дуться так не хорошо!
8. Учимся поджимать губы. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Рассердилась наша Люба
И теперь поджала губы!
Ну и Ну! Моя подружка
Так похожа на лягушку.
9. Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Мишка очень любит мед,
В улей он залез. И вот –
Словно флюс щека у мишки,
И испачканы штанишки.
10. «Худышки». Учимся втягивать щеки. Повторяем упражнение 3-5 раз.
На ветвях висит мартышка.
Не мартышка, а худышка!
Не хватает ей продуктов –
Сладких, сочных, спелых фруктов.
11. Учимся двигать кончиком носа. Повторяем упражнение 3-5 раз.
Одуванчик кот сорвал,
От пыльцы весь желтым стал.
Даже в нос пыльца попала,
И в носу защекотало.
12.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.
13. Улыбнуться другим углом.
14.Повторить движения поочерёдно.
15.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку»,затем улыбнуться. Чередовать эти движения.
16.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.
17. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.
18. Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.