ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен и талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком. Вы начинаете замечать в его письменных работах специфические ошибки, которые не подходят ни под одно правило русского языка. Как быть? Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в устранении этих ошибок.             Самой распространенной дисграфической ошибкой учащихся 2-3 классов является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А, Б-Д, П-Т, Ш-Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.

Профилактическую работу по оптической и фонематической дисграфии можно вести уже до поступления в 1 класс. С некоторыми из них мы хотим поделиться.

Для предупреждения ошибок оптического характера используются задания на закрепление графических образов букв:
– нахождение букв среди ряда других (в данном тексте найдите и зачеркните все буквы  А);
– показ карточки (буква среди ряда других);
– сравнение букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, различные стили);
– название букв, подчеркнутых дополнительными линиями;
– определение буквы, данной в неправильном положении;
– написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы;
– выделение букв, наложенных друг на друга;
– узнавание правильно и неправильно начертанных букв;
– узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт);
– конструирование букв из различных подручных средств;
– реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

Профилактика фонематической дисграфии предполагает анализ предложений (вычленение слов), синтез слов в предложения.
Для устранения фонематической дисграфии на  коррекционных занятиях   работу выстраивается в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте (от устной речи к тексту, предложению и т.д.). Поэтому мы рекомендуем использовать на разных этапах работы следующие задания:

1 этап. Этап работы над текстом содержит следующие задания:
– определить границы предложений в тексте;
– определить количество предложений в тексте;
– восстановление деформированного текста (расставить предложения в правильном порядке).

2 этап. Этап работы над предложением. Используется следующие задания:
– придумать предложения с определенным количеством условий;
– составление предложения и определение количества слов;
– составить предложения из слов, данных в беспорядке;
– составление схемы предложений;
– составление предложений по схеме.

3 этап. Этап работы над словом. Используются задания на:
– определение количества слогов;
– определение последовательности слогов;
– составление слов из слогов;
– определение пропущенного слога в названии картинки;
– определение слова, произнесенного по слогам;
– выделение из предложений слова, состоящего из определенного количества слогов.

На данном этапе используются упражнения на выделение ударного слога в слове. Это в свою очередь является профилактикой ошибок при написании безударных гласных:
– назвать ударный слог, затем безударный (берутся сначала 2-хсложные слова, затем 3-х и т.д.);
– составить графические схемы слов;
– подбор слов к данным схемам;
– раскладывание картинок под схемы.

4 этап. Этап работы со звуком. Используются следующие задания:
– определение позиции определенного звука (в начале, конце);
– определение количества звуков в слове;
– нахождение заданного звука на фоне слова.

Аналогические задания берутся на этапе работы дифференциации близких по звучанию звуков. Речевой материал подбирается на те звуки, над которыми идет работа.
Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условиях для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *