Пословицы в развитии речи дошкольника

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а  в «Родном слове» третьего года обучения – только 72. Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский,  помогают «выломать  детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей  природе,  о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве,  о науке и промыслах, – со всем его бытом семейным и общественным».

А. С. Симонович рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их. В возрасте шести-семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы «почему? отчего? зачем?». Именно поэтому рекомендуется знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста. В пословицах и поговорках, писала автор, находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Правила применения пословиц
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Пословицы считаются одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. – писала А. М. Леушина. Они раскрывают детям  богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению,  являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Взрослым необходимо широко использовать этот вид фольклора, органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит». Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной, но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,  когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно,  что до ребёнка-дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Очень важно, чтобы взрослые сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали их уместно, к какому-либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если взрослые сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих  детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение и пропуски звуков, замена одних звуков другими и т.д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. В литературе можно найти пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например, для звука Ж: «Дружба дружбой, а служба службой»; «Небо даёт дождь, а земля рожь»; «Однажды шёл дождик дважды».
Или для звука Ш: «Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»; «У хорошего хозяина нет плохой лошади»; «Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *