Ручная ловкость – это тонкие высококоординированные движения рукой, особенно кистью и еще больше пальцами, управляются высшим отделом мозга корой больших полушарий и имеют там широчайшее представительство. Важно еще и то, что двигательные центры головного мозга находятся рядом и взаимодействуют с другими центрами, к примеру с речевым. Известно, что механизм речеобразования формируется у ребенка эффективнее, когда речь сочетается с мануальными (ручными) движениями. Вспомним тонкие манипуляции – это и лепка, и письмо, и рисование. Думаем, что теперь не вызывает сомнения полезность представленных здесь упражнений и игровых заданий, связанных прямо с развитием предметной ловкости.
Предлагаю родителям упражнения с мячом, которые вы можете использовать в игре со своим ребенком. Упражнения просты и разнообразны, потому не сопровождаются обширными комментариями и методическими указаниями. Многочисленное их повторение в самых разнообразных условиях (дома, на улице, на снегу и в воде) создаст хороший фон для развития ловкости, будет способствовать закреплению элементарных двигательных навыков.
«Покати мяч».
Взрослый и ребенок перекатывают мяч друг другу по полу.
«Мяч в ворота»
Ребенок должен закатить с некоторого расстояния мяч в «ворота». Для обозначения «ворот» можно использовать различные предметы, например, обычные кубики или ножки стула.
«Передача мяча»
Ребенок выпускает мяч из рук, приговаривая:
«Раз, два, три: Мяч, скорей беги!»
(Бросает его взрослым с небольшим отскоком от пола. ) Взрослые так же передают мяч обратно, ребенок ловит его со словами:
«Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?»
Другой вариант игрового задания:
«Раз, два, три: мяч, скорей беги!(Бросает в направлении стенки.)
Четыре, пять, шесть: вот он, вот он здесь!»(Ловит мяч после отскока.)
Подбрось мяч.
Двумя руками брось мяч вверх и поймай!
Передача и ловля мяча.
Встань напротив мамы или папы:
«Ты поймай мой яркий мяч, и отдай его, не прячь!»
Бросание мяча об пол и ловля.
«Девочки, мальчики! Поиграем в мячики?
Мячик наш в прискок пошел,
Постучим мячом о пол!»
Переложи мяч.
Ребенок должен принять исходное положение упор сидя сзади. Зажав мяч ногами поднять его с пола и перенести слева направо. Затем сделать то же справа налево. Можно еще усложнить: выполнить слева направо и справа налево.
Теперь по силам и игра под названием
Послушный мяч.
Послушный мяч. Лежа вытянувшись на спине на ковре, зажать мяч между ногами. Повернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4 – 6 раз.
«Вот какой послушный мяч! Между ног его запрячь. Повернись и оглянись! Мячик, на пол не катись!»
Не теряй мяч.
Всем детям раздаются средние или маленькие мячи и говорят: «Можете с мячом, как хотите, играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают вверх, ловят, на слова: “Мяч не теряй, вверх поднимай!»- все останавливаютсяи показывают свои мячи. Игра повтор. 3 – 4 раза. После предлагается пройти с мячом прыжках по кругу. Расположив детей по кругу, им предлагают проделать несколько упражнений с мячами, например: 1) поднять мяч вверх, посмотреть на него стороны, затем, опустить; 2) развести руки соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, поднять мяч; 5) поднять мяч вверх и передать назад игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное смыкание губ.
Кто хоть один раз уронил мяч, выходит из игры, Закончив игру, дети убирают мячи в корзины или ящики.
Помните, что хороший пример заразителен. Так занимайтесь физической культурой круглый год, и зимой, и летом, вместе со своими детьми и внуками и будьте им достойным примером!