Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Познавательно – исследовательская деятельность скудно развита у детей в современном мире, дети не проявляют познавательного интереса к экcпериментированию, предпочитая другие виды деятельноcти, дети паccивны, иccледовательcкий интереc к миру не проявляют. 

 ( Н.Н.Поддъяков, Е.Е.Кравцова).

Эксперимент — планомерное проведение наблюдения.

( Н.Н.Поддъяков)

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность – основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Опыты которые можно провести с детьми дома

Кухонные эксперименты

На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:

• растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;

• смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;

• добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.

Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!

Какой формы вода?

Для этой игры-эксперимента понадобится несколько емкостей разных форм и объемов, например, пластиковые стаканчики, круглые и прямоугольные лоточки или миски, полиэтиленовый пакет, резиновая перчатка, пластиковая бутылочка из-под шампуня и т. д. Предложите ребенку налить воду в самый большой «сосуд» и обратите внимание на то, что вода приняла ту же форму. Если это был прямоугольный лоток, то и вода как бы «прямоугольная», если круглая миска — вода «круглая». Пусть малыш переливает воду из сосуда в сосуд и постарается сделать вывод (жидкость, в нашем случае вода, принимает форму того сосуда, в котором находится). Самая интересная обычно форма у перчатки, заполненной водой!

Утонет — не утонет

Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.

Барабанчик

Из лопнувшего воздушного шарика легко сделать барабанчик. Просто натяните кусочек резины от шарика на пустую металлическую банку и хорошо закрепите скотчем. Можно использовать банку от детского питания или консервную, убедитесь только, что края ее не острые, а ровные. Да и просто надутый воздушный шар — сам по себе отличный барабан. Похлопайте по нему ладошкой — слышите?

Кто надул шарик?

Этот фокус очень интересен. В пластиковую бутылку насыпьте одну-две ложки соды (в зависимости от размера бутылки), влейте немного столового уксуса и сразу натяните на горлышко бутылки воздушный шар. На глазах ребенка воздушный шар начнет надуваться сам! Это он «поймал» углекислый газ, который выделился при соприкосновении соды и уксуса.

Один комментарий к “Роль экспериментирования в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *