О диагностике готовности к школе

НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ

У родителей часто возникает вопрос, почему в разных программах и системах обучения предъявляются различные требования к уровню подготовки ребенка к школе. При этом под уровнем подготовки они понимают объем знаний и умений. Родители обычно думают, что если их чадо умеет читать и считать, то сможет учиться в любой школе.

Необходимо  понять,  что различные системы обучения отличаются друг от друга не столько содержанием учебного материала, сколько формой обучения, структурой учебного процесса и основываются на различных способах усвоения детьми знаний.

Например, в системах развивающего обучения усвоение знаний проходит по третьему типу ориентировки (в понятиях теории П.Я. Гальперина), то есть дети должны участвовать в построении своей ориентировочной основы действий. Другими словами, для нормального усвоения знаний дети на уроке должны принимать активное участие в анализе нового учебного материала. Здесь предъявляются повышенные требования и к их вниманию, и к их организованности, и к их познавательной активности. При подобной организации урока значительно снижается число заданий, которые нужно выполнить ребенку для усвоения знаний, и соответственно в программах этих систем предусмотрено малое число типовых заданий.

Если же школьник недостаточно внимателен, не организован или не активен, то он не сможет усвоить знания на уроке. С ним нужно регулярно заниматься дома — выполнять необходимое число типовых заданий для усвоения учебного материала. Если этого не делать, то у ребенка возникнут пробелы в знаниях, что приведет к отставанию от учебной программы.

Подобные ситуации достаточно часто встречаются на практике, и, чтобы этого не случилось, ребенок фактически вынужден заниматься с двойной нагрузкой — в школе и дома, что может привести к переутомлению и различным заболеваниям. И все это результат того, что он попал в условия обучения, к которым оказался не подготовлен.

Таким образом, разные системы обучения ориентированы, прежде всего, не на разный объем знаний у детей к началу обучения, а на различные особенности их развития, которые, конечно, каким-то образом связаны и с их знаниями.

Кроме того, различные требования к уровню психологической подготовки детей к школе могут предъявляться в классах, занимающихся по одним и тем же программам или системам обучения. Это связано с фактическим подбором учащихся.  От особенностей развития детей в данном конкретном классе зависит темп преподавания, сложность разбираемых заданий и прочее. Следовательно, один и тот же ученик может быть успешным в одном классе и отстающим в другом.

В  ИНТЕРЕСАХ  РЕБЕНКА

Задача подбора для ребенка оптимальных условий обучения является очень важной. И ее грамотно решить помогает  диагностика  психологической готовности к школе. Основная цель диагностики –  подобрать для ребенка такие условия обучения (школу, систему, программу, учителя), в которых он может быть успешным и которые являются оптимальными для его развития.

При этом надо помнить, что диагностика не является точным инструментом для определения будущих успехов детей. На практике иногда встречаются такие случаи, когда дошкольник показывает пониженную психологическую готовность к школе, а к концу первого класса выравнивается и начинает успешно учиться, иногда бывает и, наоборот: у ребенка, не вызывавшего опасений, вдруг происходит снижение успеваемости.

Диагностика выявляет особенности психического развития ребенка только на момент обследования(здесь могут проявиться и какие-нибудь случайные факторы), а как дальше пойдет его развитие, зависит от очень многих факторов. Поэтому психолог может лишь предупредить родителей о том, какие проблемы могут ожидать ребенка при обучении по той или иной системе или программе. Ответственность за будущую судьбу своего  ребенка лежит на плечах родителей.

КТО СОЗДАЕТ СТРЕСС?

В качестве эмоционального возражения против диагностики дошкольников приходится слышать, что дети испытывают стрессовые состояния при диагностическом обследовании, но,  в этом утверждении много надуманного. Ребенок будет испытывать стрессовое состояние только в том случае, если его предварительно этим обследованием запугать. Например, если говорить ему о том, что его не возьмут в хорошую школу при неправильных ответах, и он будет учиться там, где учатся одни глупые и т.п. То есть стрессовые состояния детей — это результат создания у них соответствующей установки. Если же дошкольнику сказать о том, что его ведут на обследование для того, чтобы выбрать для него такой класс, в котором ему будет интересно учиться, и что ему не надо бояться вопросов, а отвечать так, как он думает, то тогда никакой почвы для стрессовой нагрузки просто не будет.

ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ

Проводя диагностику дошкольников с целью защиты их прав и интересов, мы придерживаемся определенных принципов во взглядах на организацию процесса обучения и развития ребенка.

Прежде всего, каждый ребенок может успешно учиться в таком учебном заведении, которое соответствует особенностям его развития. В этом случае учебный процесс проходит в зоне ближайшего развития ребенка. Той помощи, которую учитель реально оказывает детям на уроке, оказывается достаточно, чтобы каждый ученик успешно усваивал учебную программу.

Второй принцип заключается в том, что в разных учебных заведениях существуют различные требования к особенностям психологической готовности детей к школе. Например, в школах, работающих по системе развивающего обучения, мало типовых заданий, и усвоение программы проходит за счет активного участия ребенка в анализе заданий на уроке. Это требует от детей повышенного уровня познавательной активности, собранности, внимания и пр. Чем сильнее по подбору учеников класс, тем меньше учитель может уделять внимания организации поведения учеников. Он также может повышать темп преподавания, давать детям сложные задания и т.д.

Третий принцип: каждый ребенок имеет право на успешное обучение, а не просто на формальное посещение любой школы. Ребенок приходит в школу учиться таким, каков он есть, и он имеет право чувствовать себя успешным, получать удовлетворение и пользу от процесса обучения.

 

На основании первых трех принципов можно сделать вывод о том, что для обеспечения права ребенка на получение доступного образования важно подобрать ему такие условия обучения, в которых он мог бы быть успешным.

 

 

Четвертый принцип заключается в том, что особенности психического развития не есть нечто изначально заданное и навсегда определенное и вследствие этого могут быть скорректированы при соответствующем изменении ситуации развития. 

Здесь мы стоим на позициях деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, который утверждал, что все особенности развития психических функций ребенка, его способностей и поведения детерминированы условиями его жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью понимается любая бытовая деятельность.

Психика ребенка адаптивна, и все психические функции и способности развиваются в той мере, в какой они востребованы условиями, в которые помещен ребенок. Например, если ребенка дома излишне опекают, всегда готовы помочь ему, что-то подсказать, о чем-то напомнить, то, вероятнее всего, такой ребенок будет иметь низкий уровень развития внимания и памяти. При изменении особенностей взаимодействия взрослых с ребенком соответствующим образом будет меняться и развитие его психических функций.

Получается, что на основании диагностического обследования трудно сделать точный прогноз будущих учебных достижений ребенка, так как диагностика выявляет особенности психического развития ребенка здесь и сейчас. В ближайшем же будущем все может измениться: ребенку могут быть созданы условия, которые будут способствовать его эффективному развитию.

И наконец, пятый принцип: окончательное решение о выборе для ребенка школы и класса должны принимать родители.

Именно родителям ближе всего судьба ребенка, от них в большей степени зависят особенности его психического развития, они больше других заинтересованы в том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе (в общении с детьми и на уроках), поэтому они должны нести ответственность за выбор школы и класса.

Психолог может лишь дать рекомендации, рассказать о тех или иных возможных последствиях обучения в различных условиях, показать родителям, к чему может привести их выбор.

Действительной целью диагностического обследования  является оказание помощи детям и родителям в подборе для ребенка оптимальных условий обучения и развития. Таким образом, само обследование в этом случае выступает как средство защиты прав ребенка на получение доступного образования.

Цель “безопасного” воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

 

Цель “безопасного” воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

 

Цель “безопасного” воспитания – внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

 

ПОМОЩЬ  ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Для реализации данных принципов на практике важно, чтобы ими руководствовался не только психолог, но и педагоги и родители.

В большинстве  учебных заведениях учителям начальных классов, а также заместителю директора по начальному звену изложенные выше принципы являются близкими и понятными. Эти специалисты оказывают дополнительную помощь первоклассникам: неоднократно повторяют задания, подробно их объясняют, и все-таки обычно не всем учащимся этой помощи хватает. Почти в каждом классе встречаются дети, которые из-за своей либо неусидчивости, либо невнимательности, либо медлительности и пр. не усваивают учебный материал на уроке в должной мере. И если им не оказывать дополнительную помощь дома, то они вскоре попадают в число неуспевающих.

В то же время бывают случаи, когда в слабых классах встречаются дети активные, организованные, внимательные, и им учеба дается без особого труда, что также не способствует их эффективному развитию.

В более выгодных условиях обучения и развития в каждом конкретном классе оказываются дети, которые при старании успешно справляются с учебной нагрузкой. Поэтому педагоги обычно соглашаются с тем, что каждому ребенку желательно подобрать оптимальные для него условия обучения.

Для успешного обучения ребенку нужно быть организованным, внимательным, активным, ответственным, с интересом относиться к учебе. Наличие этих качеств даже важнее, чем, например, умение читать и считать. Но перечисленные психологические качества не появляются у детей сами собой, а являются результатом кропотливой воспитательно-развивающей работы.

Необходимый уровень развития психических функций и способностей детей определяется, с одной стороны, программами и системами обучения, а с другой — подбором учащихся в классе.

То есть ребенка очень важно готовить к будущим условиям обучения и развития.

НЕГАТИВНЫЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ

У детей,  не готовых к выполнению школьных требований, могут возникнуть  следующие проблемы.

Во-первых, это неусвоение  детьми учебного материала. В результате у них с первого класса возникают пробелы в знаниях, и вряд ли уже потом можно ожидать от них успешной учебы.

Во-вторых, это расторможенность, неусидчивость детей. Такие ученики мешают учителю вести урок, отвлекают других, вносят нервозность в атмосферу урока, особенно если в классе собрались хорошо подготовленные к школе дети.

В-третьих, потребность детей в особом внимании со стороны учителя. Как правило, это те дети, которые привыкли дома быть в центре внимания и для которых нормой является первоочередное исполнение их просьб и пожеланий.

В-четвертых, это манера поведения и общения, заметно отличающаяся от стиля основной группы ребят, что часто способствует возникновению различных конфликтов.

Все перечисленные проблемы приводят к тому, что дети нуждаются в повышенном внимании, в дополнительной индивидуальной помощи, опеке и поддержке учителя. Учитель же в условиях классно-урочного обучения подобные потребности в достаточной мере удовлетворить не может.

У проблемных детей появляется негативное отношение к учебе, неприятие школы, а также начинают развиваться негативные черты характера, которые заявляют о себе в полную силу в подростковом возрасте.

БОЯТЬСЯ НЕ СЛЕДУЕТ

По мнению педагогов и психологов, благом для ребенка является поступление в такой первый класс, к требованиям которого он подготовлен и в котором мог бы успешно учиться. Для оказания родителям  помощи в выборе для их ребенка учебного заведения, класса и системы обучения  проводится  диагностика  психологической готовности детей к школе.

Родителям не следует бояться этого  обследования, а следует правильно к нему отнестись. Несмотря на все трудности обучения в первом классе, большинство детей успешно справляется с учебной программой. Главное – не прятать возникающие проблемы, а своевременно их обнаруживать и конструктивно решать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *