Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста правильно употреблять предлоги в своей речи.
Работая над формированием понимания и употребления предлогов, прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Детям постепенно объясняют что на – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в – это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом); около – рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа); перед – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа. Все это конечно объясняется не в один прием.
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Мы вовлекаем в это самих детей. Например, предлог в – входим в спальню (где находимся? – внутри помещения в спальне); предлог на – встаем на стульчики (где находимся? – на стульчике); предлог под – прячемся под стол; над – играем с птичкой, она порхает у детей над головой и т.д.
Затем играем с игрушками, создавая ситуацию, когда мишке нужно спрятаться в берлоге, забраться на дерево, спрятаться под кустом. Предлагаем детям кубик и шар и с этими предметами играем в “маленькое слово”, так мы подводим детей к модели предлога. Также мы работаем по картинкам, ребенок изображает ту модель, которая соответствует значению употребленного там предлога. При этом ребенок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в квадрате, то есть то и другое внутри; птица на ветке и кружок на квадрате, то есть одно и другое на поверхности и т. д.)
Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить такие поручения: положи книгу на стол, в тумбочку, на подоконник, и т.д. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы, стремясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).
Ниже приведены варианты игровых упражнений, которые помогут детям усвоить навык употребления пространственных предлогов.
1. Добавление предлогов в предложение
Зайка сидит (за) кустом.
Зайка выглядывает (из-за) куста.
Кот сидит (на) тахте.
Туфли стоят (под) диваном.
Репка растет (в) земле.
Мяч выкатился (из-за) шкафа
Машина едет (по) дороге.
Мальчик отошёл (от) собаки.
Книгу взяли (с) полки.
2. Работа с деформированной фразой
Зоя, банка, под, ставить, скамейка;
Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под;
Диван, собака, спать, под;
Зина, беседка, цветы, посадить, за;
Зина, беседка, из-за, выходить;
Соня, земля, листья, на, сукне;
Осина, листья, земля, на, осыпаются, с;
Летать, комнате, муха, в;
Катя, котята, тётя, пять, у.
3. Составление предложений с предлогами по опорным словам и без них (распространенное предложение)
На, улице, многоэтажных | На нашей улице много многоэтажных домов |
Кинотеатр, магазин, за | За кинотеатром находится большой продовольственный магазин |
С | Рядом с детским садом большая школа |
Из | Из детского сада мы едем домой на автобусе |
4. Физминутка
Тема занятия: Дифференциация предлогов на, под
На горе растут грибы (руки вверх, хлопок над головой).
Под горой растут грибы (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).
Тема занятия: Предлог в
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног),
И в лесу грибы нашли (равномерные приседания).
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд).
По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны)
Тема занятия: Дифференциация предлогов на и с
На берёзу галка села (присесть, руки к коленям).
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (ладони под щёку, присесть).
И с кровати не встаёт (развести руками стоя).
5. Художественное слово
*** На пригорке и под горкой Под березкой и над елкой Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. | *** Рыхлый снег темнеет в марте Тают льдинки на окне Зайчик бегает по парте И по карте на стене. |
*** В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда. | *** В лес пошли Кирилл, Иринка И у них в руках корзинка. |
6. Составление схем предложений с предлогами