ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

            Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста правильно употреблять предлоги в своей речи.

            Работая над формированием понимания и употребления предлогов, прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Детям постепенно объясняют что на – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в – это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом); около – рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа); перед – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа. Все это конечно объясняется не в один прием.

            Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Мы вовлекаем в это самих детей. Например, предлог в  – входим в спальню (где находимся? – внутри помещения в спальне); предлог на – встаем на стульчики (где находимся? – на стульчике); предлог  под – прячемся под стол; над – играем с птичкой, она порхает у детей над головой и т.д.

            Затем играем с игрушками, создавая ситуацию, когда мишке нужно спрятаться в берлоге, забраться на дерево, спрятаться под кустом. Предлагаем детям кубик и шар и с этими предметами играем в “маленькое слово”, так мы подводим детей к модели предлога. Также мы работаем по картинкам, ребенок изображает ту модель, которая соответствует значению употребленного там предлога. При этом ребенок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в квадрате, то есть то и другое внутри; птица на ветке и кружок на квадрате, то есть одно и другое на поверхности и т. д.)

            Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему  предлагается молча выполнить такие поручения: положи книгу на стол, в тумбочку, на подоконник, и т.д. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы, стремясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

Ниже приведены варианты игровых упражнений, которые помогут детям усвоить навык употребления пространственных предлогов.

            1. Добавление предлогов в предложение

Зайка сидит (за) кустом.

Зайка выглядывает (из-за) куста.

Кот сидит (на) тахте.

Туфли стоят (под) диваном.

Репка растет (в) земле.

Мяч выкатился (из-за) шкафа

Машина едет (по) дороге.

Мальчик отошёл (от) собаки.

Книгу взяли (с) полки.

2. Работа с деформированной фразой

Зоя, банка, под, ставить, скамейка;

Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под;

Диван, собака, спать, под;

Зина, беседка, цветы, посадить, за;

Зина, беседка, из-за, выходить;

Соня, земля, листья, на, сукне;

Осина, листья, земля, на, осыпаются, с;

Летать, комнате, муха, в;

Катя, котята, тётя, пять, у.

3. Составление предложений с предлогами по опорным словам и без них (распространенное предложение)

На, улице, многоэтажных На нашей улице много
многоэтажных домов
Кинотеатр, магазин, за За кинотеатром находится
большой продовольственный
магазин
С Рядом с детским садом большая школа
Из Из детского сада мы едем домой на автобусе

4. Физминутка

                   Тема занятия: Дифференциация предлогов на, под

На горе растут грибы          (руки вверх, хлопок над головой).

Под горой растут грибы     (руки через стороны вниз, присесть, хлопок).

                        Тема занятия: Предлог в

Утром дети в лес пошли     (шаги с высоким подниманием ног),

И в лесу грибы нашли         (равномерные приседания).

Наклонялись, собирали       (наклоны вперёд).

По дороге растеряли            (ритмичные разведения рук в стороны)

            Тема занятия: Дифференциация предлогов на и с

На берёзу галка села            (присесть, руки к коленям).

С дерева потом слетела       (встать, помахать руками).

На кровати спит Федот       (ладони под щёку, присесть).

И с кровати не встаёт          (развести руками стоя).

5. Художественное слово

***
На пригорке и под горкой
Под березкой и над елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
***
Рыхлый снег темнеет в марте
Тают льдинки на окне
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
***
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
***
В лес пошли Кирилл, Иринка
И у них в руках корзинка.

6. Составление схем предложений с предлогами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *