МБДОУ "Детский сад № 223"

РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?

«Одни логопеды говорят: Нужно постоянно просить ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать: «Скажи…», «Повтори…» А другие — что это только усугубляет ситуацию молчания, ребенок вообще откажется говорить после такой настойчивости взрослых. Как же быть?»

Правильно ли поступает мама, которая с завидным упорством «пристает» к неговорящему ребенку: «Скажи: Кукла!», «Скажи: Дай мяч!»? И, не добившись от ребенка ответа, отворачивается и говорит: «Плохой мальчик!». Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т.п. Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, начинают злиться. Заговорит ли после этого малыш?

Скорее всего, нет.

Более того, это нередко является причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение. Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения. У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.

В чем проявляется речевой негативизм?

– Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых.

– На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем.

– Часто ребенок с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?

В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:

Первый этап: развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими; развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.

Второй этап: обогащение словарного запаса (накопление слов); развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.

Третий этап: развитие монологической и диалогической речи.

Наша работа по развитию речи ребенка должна строиться в соответствии с этими тремя этапами. Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга.

Если ребенок не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.

Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля». Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось.

И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком. Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов-названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д. Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его. Продолжайте с энтузиазмом оречевлять любые действия.

Таким же способом разговариваем с ребенком во время режимных моментов. Главное, он не должен догадываться, что вы с ним специально занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша. 

Важное условие: не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».

Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать на вопросы. Искренне хвалите его!

На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь ребенок к этому пока просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка. Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?» Так мы активизируем изученные ранее слова.

Ставьте ребенка в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации. Основное условие – используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа.

Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы ребенок сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ СОЗДАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ, КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ:

  1. Общаться с ребенком преимущественно «Я-сообщенииями».

Например, «Сейчас от телевизора исходит очень громкий звук, и Я тебя не слышу».

2Исключить негативные оценки личности ребенка, его результатов на занятиях.

Даже если у ребенка в который раз не получается правильно выполнить задание, можно сказать: «Сегодня ошибок намного меньше, чем в прошлый раз». Как правило, ребенок воспринимает это как похвалу.

3. Принимать эмоции ребенка и делится своими эмоциями: «Меня расстраивает эта ситуация».

  • Использовать конструктивные способы поощрения детей и поддержания дисциплины: поощрение за успех в конце деятельности (похвала, наклейка, интересное дело, покупка желаемого и т.п.) и отсутствие поощрения за нарушение правил или нежелание невыполнять задание.
  • Правильный подбор материала для занятий в соответствии с возможностями ребенка, интересная его подача, смена видов деятельности, использование игровых моментов.
  • Создание ситуации успеха.

Лучше дать задание небольшое по объему, но добиться качественного выполнения, затем обязательно похвалить (потом объем и количество заданий можно постепенно увеличивать, в соответствии с возросшими возможностями ребенка). Практически каждое занятие можно заканчивать похвалой ребенка, но не абстрактной («Ты молодец! Хороший мальчик!»), а конкретной – отмечая успехи ребенка на каждом занятии.

  • Уметь договариваться с ребенком.

Начиная заниматься с ребенком, можно сразу назвать весь перечень видов деятельности, обсудить их последовательность, а также перспективу получения поощрения за выполненную деятельность.

  • Предоставлять ребенку выбор (из возможных вариантов). Например, дети часто выбирают сами рассказ (насыщенный автоматизируемыми звуками) который можно повторять и пересказывать.

Этот путь к настоящей внутренней дисциплине ребенка (которая рождается только из положительной самооценки и сознательного принятия правил) может быть более долгим и сложным, чем типичное «закручивание гаек», но, на наш взгляд, это единственно верное направление. Меняется отношение ребенка к занятиям, начинает проявляется сознательный познавательный интерес, улучшается произвольная деятельность. С помощью вышеизложенных приемов можно добиться доверительных, конструктивных отношений с ребенком, приемлемого поведения ребенка на занятиях, значительного развития эмоционально-волевой сферы, преодолеть негативизм.

2 идей о “РЕЧЕВОЙ НЕГАТИВИЗМ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • право
  • минпросв
  • акиац
  • барнаул
  • элуслобр
  • тел доверия полиции
  • надзор обр
  • сервер гв
  • уполномправа реб
  • инфосистемы
  • госуслуги
  • мои документы
  • спас-экстрим
  • нокро
  • осовак
  • пнпо
  • профсоюз
  • акипкро
  • фскн россии
  • дети онлайн
  • контент
  • Министерство образования и науки Алт
Wordpress snowstorm powered by nksnow