МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА КАК СПОСОБ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ

Объем и точность словарного запаса ребенка обуславливают успешность его обучения. Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира.
Многочисленные ошибки детей, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и  шире – над значением слова вообще. Дети не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением.
Знание широкого спектра значений многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и прочитанное, но и в будущем применять орфографические правила (например, правила правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Ознакомление с многозначными словами происходит постепенно, в несколько этапов.
На первом этапе дети знакомятся с многозначными словами, выделяя разные значения одного и того же слова.

Упражнения для занятий дома:
1.Помогите ребенку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов.
Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка, ручка зонта. Ручка кастрюли.
Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.

  • Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания.

Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.

  • Укажите однозначные и многозначные слова: При необходимости используйте Толковый словарь: аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.
  • С многозначными глаголами составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях: бороться, вести, говорить, готовить, держать.
  • Определите признак, который лег в основу названий дней недели: вторник, среда, четверг, пятница.
  • На следующем этапе важны упражнения на уровне словосочетаний, так как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.

Например: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие.

В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.

Упражнения для занятий дома:

  1. Составьте предложения. Употребив слова орёл, сорока сначала в прямом, а затем в переносном значении. Используйте данные словосочетания.

Взвиться в небо. Победить врага. Стрекотать в роще. Вертеться за партой.

  • Прочитайте предложения. Объясните, что обозначают выделенные словосочетания.

На полях кипит работа. В самоваре кипит вода.

  • Составьте предложения со словосочетаниями. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких в переносном значении.

Холодный день, холодный взгляд, гибкий прут, гибкий ум, горячий чай, горячий характер…

  • Ответьте на следующие шуточные вопросы, обоснуйте ответ.

Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьёшь рубашку? Какая стрелка не показывает время? Какой ручкой нельзя писать?

  1. В дальнейшем работа продолжается на уровне текста, где определяются и сравниваются лексические значения слов.

Например: Прочитайте текст. Назовите многозначные слова. Сравните.
Удивительные вещи.
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, а стол не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», – говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре?
(Карол Корд)

Вот шофёр, какой чудак:
Он поесть не мог никак,
Потому что  спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел?
Лучше взял бы да и съел!
(А. Шибаев)

Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки, значения позволяет сделать речь обучающихся выразительной, богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми так богат наш родной язык. Таким образом, работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о смысле и сфере употребления изучаемой лексики родного языка, что является важным компонентом образовательной системы на современном этапе развития общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *