Развитие фонематического слуха у дошкольников.

Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?
Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
Фонематическое восприятие –это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: коза-коса, дом-том, бочка-почка. И вот уже козой косят луг, а коса щиплет траву.
Родители часто жалуются, что у ребенка «каша во рту», он пропускает ли заменяет звуки и слоги в словах-виновником подобных нарушений может быть нарушенный или неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произношения звуков, правильной слоговой структуре слов (даже не обладая возможностью выговаривать все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на – ти-ти-та», основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного овладения чтения и письма.

      Нормой развития фонематического слуха на  пятом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только, обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет освоить чтение и письмо.

     Предлагаю вам систему упражнений для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному.           Неречевые звуки.Развитие слухового восприятия | Ассоциация специалистов сенсорной интеграции
1.Игра «Угадай, что звучало». Послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки, закройте глаза и угадайте, что звучало.
2.Игра «Шумящие мешочки». Вместе сделайте мешочки с различной крупой, пуговицами, скрепками. Угадайте по звуку, что внутри.
3.Игра «Волшебная палочка». Стучать карандашом или палочкой по различным предметам и угадывать, какой предмет звучал.
4.Игра «Жмурки» двигаться в сторону звенящего колокольчикас завязанными глазами.
5.Игра «Похлопаем» повторение ритмического рисунка.

Различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
1.Игра «Узнай  голос» узнавание записанных на кассету голосов родственников.
2.Игра «Громко-тихо» выполнение определенных действий на громко-тихо.
3.Игра «Три медведя» отгадывание персонажей сказок, изменяя силу голоса.

Различение сходных по звучанию слов.
1.Игра «Слушай и выбирай» из сходных по звучанию слов – картинок выбрать слово, которое сказали (ком, сом, лом, дом).
2.Игра «Верно-неверно» называние слов, из которых нужно выбрать правильно звучащих: форота, корота, морота, ворота, хорота). Хлопнуть, услышав правильно звучащее слово.

Различение слогов.
1.Игра «Похлопаем» отхлопывание слов, определяя количество слогов.
2.Игра «Что лишнее» при  проговаривании слогов хлопать, если услышишь другой слог: фа-фа-ва-фа.

Различение звуков.
Игра «Узнай звук» хлопать в ладоши, кога услышишь заданный звук в начале слова, в середине или конце.

Освоение навыков анализа и синтеза.
1.Игра «Сколько звуков» в слове.
2.Игра «Хлопни» когда услышишь заданный звук в середине, конце слова.
3.Игра «Отгадай слово». Из слова у бежал звук «л»:  ампа, мы о,  ук, ку ак.

Уделяя дома внимание развития  фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно овладеть языком, избежать трудностей и возникновение речевых нарушений. Если нарушение речи есть, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *