ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-волевой СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Дошкольное развитие отличается бурным и стремительным движением. Каждая сторона психики ребенка целенаправленно развивается, благодаря чему закладываются основы будущего роста. Особое внимание проблемам эмоционального состояния дошкольников уделяется по той причине, что каждый последующий год характеризуется все большим появлением детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Дети современного мира отличаются черствостью к чувствам других. Детство, в первую очередь, — это игры. Игровые занятия помогает «будущему взрослому» понять разнообразие форм деятельности человека. Изучая то, как ребёнок ведёт себя в игре, можно составить картину о его способностях.
С этой точки зрения можно выделить диагностическую и развивающую функцию игры. Во время игры наиболее интенсивно формируются особенности личности ребёнка и его психические качества. Игра оказывает влияние на развитие абсолютно всех важных психических процессов, как простых, так и сложных. В игре происходит развитие произвольного внимания и произвольной памяти, а выделение сознательной цели происходит раньше и легче. Ребёнку приходится сосредотачиваться на предметах, которые включены в игровую ситуацию, а также обращать внимание на разыгрываемые действия и сюжеты.
Нужно отметить безусловную важность влияния игры на речевое развитие. Ведь в любой игровой ситуации необходимо иметь определённый уровень развития речи. Когда возникает потребность понимать сверстников, у ребенка стимулируется процесс речевого развития. Играя, дети общаются друг с другом. Для успешной игры ребёнку нужно такое качество как «общественности».
В подвижных играх задействованы эмоции детей, благодаря которым, основываясь на правилах, решаются двигательные задачи. Недостаточное количество эмоций приводит к медлительности процессов мышления и процессов движения. Во время игры происходит:
— развивается координация движений;
— у ребёнка формируется волевые качества;
— появляются умения действовать по правилам;
— познается мир;
— стимулируются процессы памяти, мышления и воображения;
— увеличивается словарный запас и улучшается речь;
— происходит становление умений действовать в коллективе и умений подчиняться требованиям коллектива;
— формируются такие понятия, как честность и справедливость;
— появляется дисциплинированность.
Игра учит умению дружить, учит сопереживанию и стремлению помочь
Подвижная игра характеризуется активной сознательной деятельностью ребёнка, которая сопровождается точностью и своевременностью выполнения определённых заданий, основанных на одинаковых для всех играющих обязательствах. Именно благодаря связи эмоций и движений подвижные игры положительно влияют на становление эмоциональной сферы. Игры создают подходящие условия для коллективной деятельности детей, их сотрудничества и взаимопереживаний.
Подвижные игры различаются по своему содержанию, тем самым они оказывают разное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника. К примеру, такие игры, как «Ловишки» совмещают в себе творческий характер, азарт, движения и соблюдение определенных правил. Играя, дети по максимуму задействуют все свои силы: убегают, догоняют, уворачиваются. Кроме этого появляется необходимость определять те способы, которые обеспечат наибольшую результативность, что приводит к совершенствованию психофизических качеств.

Игры, которые по своей сути схожи с «Море волнуется раз…», «Замри» либо «Стоп», основаны на таких правилах, при которых ребенку необходимо в определенный момент перестать полностью двигаться. При этом важно сохранять напряжение мышц и то выражение на лице, которое у них было в момент, когда их застиг сигнал «стоп». Одухотворенность и выразительные движения представляют первоочередную важность в таких играх.
Детям полюбилась игра малой подвижности «Стоп». В этой игре дети максимально сконцентрированы на своих ощущениях, движениях. При этом у них тренируются вся мускулатура, начиная от мимических и заканчивая крупными мышцами, благодаря чему происходит выброс гормона радости – эндорфина, который, как известно, положительно влияет на настроение и общую жизнедеятельность организма.
Важное место уделяется играм, в которых используется мяч. По мнению Ф. Фребеля, немецкого педагога, такой атрибут, как мяч, оказывает разностороннее воздействие на психофизическое развитие, стимулирует улучшение координации движений и принимает участие в развитии коры головного мозга. Он был убежден, что мяч с лёгкостью даст ребёнку всё необходимое для его разностороннего развития. Важны также игры с мячом, которые сопровождаются пением песен или произнесением слов.
Игры, в которых присутствуют элементы соревновательности, такие, как «Жмурки», «Угадайте по голосу», помогают ребёнку справляться со своими эмоциями, уметь следовать правилам и принимать во внимание действия других людей. «Гуси-лебеди», «Поводырь», «Хитрая лиса» и другие парные игры учат с пониманием относиться к партнеру по команде, обращать на него внимание, предугадывать его действия – в общем уметь совместно работать в команде.
Для старших дошкольников четко выстроенный план подвижных игр оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу, а также напрямую влияет на повышение самооценки. Ребята имитируют в играх личные взаимоотношения с миром, окружающим их, и прорабатывают разнообразные ситуации. Где-то они являются лидером, где-то – подчиненным, где-то – ведут совместную «кооперативную» деятельность. У детей проявляется больше дружелюбия, внимательности и сострадания друг к другу. Они учатся сочувствовать и помогать. И это имеет очень важное значение в формировании всесторонне развитой личности ребёнка.
Подводя итог, можно сказать, что все подвижные игры сопровождаются огромным эмоциональным всплеском, радостными и веселыми моментами, а главное – ощущением свободы. Именно поэтому подвижные игры можно отнести к самым понятным и наиболее доступным средствам, оказывающим влияние на эмоциональную сферу дошкольника. Личностный рост, понимание самого себя и других, усиление эмоциональных коммуникаций в любом возрасте зависит от развития эмоциональной сферы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *