Когда нужно учить технике чтения?

Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми

Когда нужно учить технике чтения?
Только тогда, когда ребенок уже хорошо владеет разговорной речью и свободно воспринимает на слух текст детских книг, соответствующих его возрасту. И, желательно, когда дошколенок проявляет потребность в чтении книг. Потребность эта просыпается постепенно, ее культивирует совместное с взрослым чтение. Малыш получает двойное удовольствие: от общения с взрослым в ходе их совместной деятельности чтения и от сюжета литературного произведения. Так, книга начинает ассоциироваться не только с источником новой информации, но и с положительными эмоциями. Стойкое отрицательное отношение к чтению и книге вообще может возникнуть в том случае, когда ребенка учат читать, а книг ему при этом почти не читают. А такова, к сожалению, современная ситуация.

Итак, в дошкольном детстве важно не обучать детей технике чтения, а сформировать у них потребность в чтении книг. Тогда в младшем школьном возрасте ребенок достаточно легко и быстро овладеет умение читать.
И еще, в педагогике есть такой принцип – подобное вызывается подобным. Интерес, желание читать проявится у детей в том случае, если взрослые владеют техникой выразительного чтения. Сделать процесс чтения более увлекательным совсем не сложно. Взяв с полки книгу, не забудьте дать ей рекомендацию, предложите детям почитать по ролям, организуйте семейное чтение, по ходу чтения используйте элементы театрализации. Закрывая книгу, не забудьте поделиться своей трактовкой прочитанного.
Чтение художественной литературы дома с родителями – это очень важный процесс воспитания читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве.
Произведения, с которыми родители намереваются познакомить детей, они должны обязательно прочитать заранее. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребёнка о книге, определяется восприятием текста и отношением к нему самого родителя.
Перед тем как читать, родителям надо сказать добрые слова о книге и о её авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились.  

Первый этап обучения чтению — узнавание букв
Когда ребёнок проявляет интерес к книге, начните показывать ему буквы, рассказывайте, как они читаются. Для лучшего результата делайте это в процессе игры. Лепите буквы из пластилина, кинетического песка, рисуйте их на земле и снегу, показывайте карточки с буквами.
Важное замечание для родителей: не надо учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите. Учите с ним не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете на букву «м» и говорите: «Это буква “м” (ни в коем случае не “эм”!)». Если мы научим ребенка называть буквы так, как они звучат в алфавите («эм», «эн», «эр»), то читать ему будет очень сложно. Когда он увидит слово «мама», он попытается прочитать его вот так: «эм-а-эм-а».

Второй этап — учите складывать слоги, читать слоговым способом
Как только малыш запомнил несколько букв (от 2 до 5), можно переходить к чтению слогов. Здесь также есть опасность сделать ошибки. Самая распространенная — когда родители разбивают один слог на буквы. Например, видят слог «ма» и озвучивают: «Это буквы “м” и “а”, вместе они читаются “м-а”». Так делать не надо. Правильным решением будет просто показать на слог и без предварительных пояснений сказать: «Это читается “ма”». Иначе дети будут читать не по слогам, а побуквенно. Это существенно замедлит процесс чтения. Ребята не справятся с длинными словами, вечно будут путать, где согласный произносить твёрдым, а где мягким.
Чтобы читать по слогам было проще, сделайте кубики со слогами, развесьте слоговые таблицы. Начинайте с открытых слогов (заканчиваются на гласную — ма, на, ра).
Чтобы вам было легче ориентироваться, с чего начинать, возьмите букварь. Они методически выверены, построены по принципу от простого к сложному. Мне очень нравится издание авторства Синёвой Натальи Владимировны. Оно сделано для детей, которые учат русский язык в качестве иностранного. В нём хорошо проработана последовательность букв, а также объясняются особенности произношения, разных интонаций и другие тонкости речи.

Третий этап — учите читать целые слова и понимать смысл прочитанного
Когда ребенок будет медленно, но верно читать по слогам, начинайте интересоваться, о чём же он там читает. Часто бывает, что малыш прочитал словосочетание или коротенькое предложение, но пересказать смысл не может.
Всё потому, что чтение — невероятно сложный процесс. Ребёнок полностью сосредоточен на том, чтобы вспомнить букву, слог. До смысла он просто не добирается.
Как понять, что малыш не в курсе прочитанного? Задать наводящие вопросы. Например, он прочитал «Мама мыла раму». Спросите: «О чём ты сейчас прочитал? О ком идет речь?». Если процесс чтения идёт затруднительно, он вряд ли сможет ответить. Тогда попросите его прочитать предложение ещё раз. После этого задайте более конкретный вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?».
Также проблемы с пониманием могут возникнуть, если ребёнок не узнаёт слово. Прочитал и не понимает, что это за слово. Например, «гвоздь» мы произносим как «гвосьть», «дуб» — «дуп». Дети часто не узнают слова, в которых согласные «оглушаются» в середине или в конце. Не надо объяснять им, что согласные могут «оглушаться» и редуцироваться. Просто соберите несколько примеров таких слов, пусть почувствует язык.

И помните! У детей, которые растут в семье, где родители регулярно проводят досуг с книгой, проблем с чтением не возникает. Перед малышами — живой пример, интерес к книге возникает сам по себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *