ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД

Сентябрь – время адаптации малышей к условиям дошкольного учреждения. При этом очень важно обратить внимание на особенности ребенка, которые могут помочь или помешать успешному прохождению данного этапа.  В том числе, чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Логопедическое обследование речи ребенка преддошкольного возраста (от 12 до 36 месяцев)
Логопед при осмотре ребенка раннего возраста с отклонениями в речевом развитии будет использовать следующие методы обследования:
 – анкетирование (анкета для родителей (матери), опросники);
– беседа с родителями;
– наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;
– изучение медицинской документации;
– беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;
– ознакомление с педагогической характеристикой, если ребенок посещает ясли или детский сад;
– собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес.), дифференцированного слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

 Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:
 – исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики – проводится детским психологом;
– исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом. Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

 При выполнении заданий логопед, как правило, обращает особое внимание:
– на умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;
– на то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);
– на ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;
– на эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Большинство речевых заданий носят вариативный характер, их можно использовать для обследования как пассивного, так и активного словаря, причем чаще всего маленькие дети на первом обследовании будут преимущественно показывать нужный предмет или его изображение, а не называть его.

 Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.). Последнее задание («Слушаем рассказ») обязательно проводится с ребенком, даже если родители утверждают, что их малыш книжками не интересуется и рассказы по картинкам не слушает, т.к. большое значение в данном обследовании имеет индивидуальный эмоциональный и речевой стиль предъявления задания, а также то, читает ли взрослый текст или выразительно пересказывает его.

Зная перечисленные приемы и критерии диагностики уровня речевого развития детей 1-3 лет, родители могут успешно готовить своих малышей к поступлению в детский сад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *