УГЛУБЛЕННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА: что такое и зачем нужна

Многие родители, обращаясь за помощью к логопеду, стремятся как можно раньше начать занятия и надеются на скорейшее получение результатов. Но, сроки коррекционной работы, как правило, немного сдвигаются в связи с тем, что в целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика.

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без педагогической диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества образовательного процесса.

Логопедическая диагностика имеет схожие характеристики с педагогической диагностикой, однако главным ее предназначением является выявление речевых нарушений у детей того или иного возраста.

Логопедическая помощь состоит из логопедической диагностики, основной части – логопедической коррекции, и подведении итогов коррекционной работы. В данной проблеме значительную роль играет диагностика, потому что именно правильная и организационная логопедическая диагностика начинает эффективное коррекционное логопедическое воздействие.

Диагностика уровня речевого развития может длиться от одного до нескольких занятий (в зависимости от тяжести нарушения, индивидуальных особенностей ребенка). Этап логопедической диагностики в специализированных группах для детей с нарушениями речи реализуется на протяжении 3-4 недель. Как правило, обследование осуществляется в соответствии с общепринятой схемой.

Схема логопедического обследования Г.А. Волкова

1. Анализ анкетных данных (ФИО, дата рождения, дата обследования/возраст на момент обследования, домашний адрес, из какого учреждения образования прибыл, занимался ли с логопедом ранее, успешность занятий, заключение ПМПК).
2. Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, педагогов.
3. Анализ истории развития ребенка (общий анамнез, данные раннего развития (общего и речевого), перенесенные заболевания (до 1 года, от 1 до 3 лет, после 3 лет), слух, зрение, интеллект, краткая характеристика ребенка в настоящее время, реакция ребенка на свои речевые затруднения)
4. Анализ анатомического строения артикуляторного аппарата (губы, зубы, челюсти, язык, твѐрдое и мягкое нёбо).
5. Анализ состояния артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики.
6. Анализ состояния звукопроизношения.
7. Анализ состояния просодической стороны речи (темп, ритм, интонация).
8. Анализ состояния слуховой, голосовой, дыхательной функций (восприятие речи, тип дыхания, характеристика голоса).
9. Анализ состояния фонематического восприятия (речевой слух, анализ, синтез, представления).
10. Анализ состояния слоговой структуры слова.
11. Анализ состояния импрессивной и экспрессивной речи:
– словарный запас;
– грамматический строй речи;
– связная речь.
В итоге анализа полученных данных формулируется логопедическое заключение.

Таким образом, логопедическая диагностика представляет собой особый вид деятельности, состоящий в выявлении речевых нарушений у детей того или иного возраста. Логопедическая диагностика является первым этапом системы логопедической помощи. Следующие за ней этапы – логопедическая коррекция и подведение итогов коррекционной работы – во многом зависят от правильности проведения диагностической работы с ребенком, имеющим речевые нарушения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *