Игры координирующие движение руки

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, на занятиях в детском саду не успевают за ребятами в группе.

Таким образом возможности познания мира этими детьми оказываются ограничены. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, возникают проблемы в школе.

Вот почему родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний и подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из пяти кубиков, а через полгода может уже поставить десять кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.

Для занятий по формированию сложно координированных движений руки можно дать следующий рекомендации.

  • Поскольку развитие ручной моторики зависит от степени зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с тех упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным
  • Упражнения не должны быть долгими, так как внимание и интерес у ребенка быстро иссякает. До 3 лет время занятие – около 3 минут, затем можно увеличивать длительность.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп упражнений.
  • Очень важны участие и одобрение взрослого.
  • Ребенку всегда предлагается инструкция.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий во время упражнения облегчает работу ребенка.

Предлагаю к вашему вниманию пять пальчиковых гимнастик.

Пальчиковая гимнастика «Строитель»

Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.

Пальчиковая гимнастика «Шофер»
На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7см друг от друга. Передвигая одним пальцем фишку – пластмассовый или деревянный кружок, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

Пальчиковая гимнастика «Зверята»
Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в «замок»).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук),
Дружат в небе комары (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук),
Дружат милые ежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук),
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями).
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному).
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили. (имитируем лупку комков).
Птичек крошками кормили, (кроши хлебушек всеми пальчиками).
С горки мы потом катались. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной).
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки),
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руку по щеку).
Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»
На горе мы видим дом (все пальцы соприкасаются кончиками, а руки разведены)
Много зелени кругом (волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (поднимаем высоко растопыренную ладонь, а другую опускаем низко)
Вот душистые цветы (Сделайте из ладоней бутон)
Окружает все забор (две растопыренные ладошки соприкасаются большими пальчиками)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (раскрываем соприкасающиеся ладошки)
К дому быстро подбегаем (пальцы «побежали» по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
Тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли. (показываем две открытые ладошки, делаем движение вперед)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *