Стиль нашего общения с ребенком закладывается в детстве. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаем основу для будущих проблем. У ребенка должно возникнуть желание выполнять требования, правила поведения. Он должен доверять нам, а упреки и угрозы совсем не способствуют этому.
Как разговаривать с беспокойным ребенком?
Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определенных результатов, но и от того, как мы это делаем.
- Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть, не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые по нескольку раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
- Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься и обязательно поговорите с ним позже.
- Если есть возможность отвлечься, хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребенок почувствует ваши внимание и заинтересованность.
- Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
- В ходе разговора задавайте вопросы, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
- Не оставляйте без внимания просьбы ребенка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете ее выполнить.
Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Как предупредить конфликтные ситуации?
В общении с ребенком должна быть требовательность в сочетании со спокойствием и доброжелательностью.
- Формулировать установки и распоряжения отчетливо, ясно, лаконично, наглядно.
- Форма запретов: категоричное, но краткое «нельзя», после чего обязательно должно быть предложено альтернативное поведение. («Кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик»). Надо помнить, если запретов будет много, они потеряют свою эффективность.
- Необходимо обговаривать вместе с ребенком в спокойной обстановке, заранее, чёткие, конкретные требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых, а так же выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение. Можно совместно с ребенком оформить свод правил поведения (используя картинки, вырезки), поместить его в удобном для ребенка месте, периодически просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Нельзя принуждать ребенка давать общие, неконкретные обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно договориться с ребенком, например, что он «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку этого требования может уйти много времени (2–4 недели). Однако, не отработав одного правила, не переходите к следующему. Наберитесь терпения постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
- Не допускать переутомления. Давать возможность расходовать накопившуюся энергию «в мирных целях» – прогулки на свежем воздухе, занятие физическими упражнениями и т. д.
- Не стоит сравнивать и ставить в пример «непослушному» ребенку «хороших» братьев и сестер, сверстников, укоряя «есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей».
- Для коррекции поведения можно использовать метод оперативного реагирования: наказание или поощрение в ответ на поведение ребенка. Наказания и поощрения должны следовать за проступками быстро и незамедлительно, т. е. быть предельно приближенными по времени к поступку.
- Должно быть, единство требований и согласованность действий со стороны членов семьи и воспитателей.
Что делать в сложной ситуации?
В общении с ребенком должна быть требовательность в сочетании со спокойствием и доброжелательностью.
- Взрослому необходимо сохранять спокойствие. Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а значит, не умеют себя вести, не очень хороший пример для детей. Не путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом дает понять: «давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы». Это так же не означает, что нужно идти на поводу у ребенка, не замечать его поступков, потакать ему. Наоборот, необходимо постоянно контролировать его действия и на нарушения правил поведения реагировать твердо и категорично. Ребенок должен понимать: наказание – естественное последствие его поведения.
- Не отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку. При плохом поведении не «ругать», а «критиковать». Это значит давать позитивную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. Обязательно объяснить, в чем состоит проступок, почему так себя вести нельзя и как надо делать: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты ведешь себя неправильно…(конкретно сказать, что он делает плохо), надо поступать следующим образом…».
- Никогда не наказывать, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
- Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду, боль, ответную агрессию. Ребенок может, не осознавая этого, отвечать тем же.
Не смотря ни на что, любите своего ребенка. Чаще его хвалите, чем осуждаете; подбадривайте, а не подмечайте неудачи; вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменение ситуации невозможно. Для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые.