Важнейшим условием полноценного развития речи является нормальный биологический слух ребенка. Однако, встречаются случаи, когда у ребенка нет явных, ярко выраженных нарушений слуховой функции. Но он испытывает затруднения в овладении речью, особенно сложно при этом ему даются тонкие слуховые дифференцировки слов со сходными звуками. У них не преодолеваются в полной мере недостатки слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, их речь остается нечеткой.
В таком случае необходимо исключить вероятность минимальных нарушений слуха.
Минимальное нарушение слуха – это пограничное с нормой, временное или стойкое, незначительное снижение остроты слуха (на 15-25 дБ), отрицательно влияющее на развитие высших психических функций ребенка (речи, внимания, памяти и др.).
Факторами риска по минимальному снижению слуха являются:
– отягощенная наследственность (снижение слуха у кого-либо из близких родственников, наличие у них в детстве аденоидов, хронических заболеваний ушей и носоглотки);
– неблагополучное протекание беременности и родов у матери;
– прием матерью во время беременности препаратов, оказывающих отоксическое воздействие (антибиотики-аминогликозиды, фуросемид, хинин, аспирин);
– вирусные инфекции, перенесенные ребенком в раннем детстве: менингит, краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, скарлатина, грипп, частые ОРЗ;
– лечение ребенка отоксическими лекарствами: антибиотиками аминогликозидного ряда (канамицин, гентамицин, страптомицин, мономицин, амикацин, тобромицин), хинином;
– заболевания лор-органов (отиты, аденоиды 2-3 степени, тубоотиты, евстахеиты, хронические и аллергические риниты);
– речевое развитие с задержкой (в заключении логопеда значится один из диагнозов: ЗРР, ОНР, сенсорная алалия, дизартрия, алалия).
Типичные и специфические ошибки при минимальном снижении остроты слуха.
Типичные ошибки:
– не различаются и не используются интонационные компоненты речи (речь невыразительная, монотонна; затруднено различение слов, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса; слабо дифференцируются предложения по типу высказывания);
– поставленные звуки длительный временной период не автоматизируются в речи;
– нарушается слоговая структура слов (опускаются звуки или безударные слоги в начале и конце слов (всех – «сех», лоток – «лото»);
– страдает звуконаполнение слов в зависимости от качества составляющих слово звуков: при кондуктивной легкой тугоухости больше искажаются слова, состоящие из звуков низкой и средней частоты (бонц – «порец», овца – «овтап», «овсан», яйцо – «эсой»), при нейросенсорной – слова, состоящие из звуков высокой частоты (шуба – «ждуба», сучок – «уток»);
– неверно акцентируется ударный слог во многих словах, даже простых («рука», «нога», «голова»);
– выявляются литеральные парафазии, т.е. перестановки (сапожник – «пасозик», залезла – «залевза», деревянный – «девелянный»);
– наблюдаются множественные неустойчивые замены и смешения звуков (зима – «хима», машина – «басина», кабан – «каман», ночь – «дось», жук – «нук»);
– отмечаются неадекватные оглушения, озвончения и использование мягкости согласных (гнездо – «хнесто», хозяйка – «госяйка», пингвин – «бихвин», мед – «меть», обезьяна – «апесана»);
– задерживается, по сравнению с другими детьми группы, овладение навыками звукового анализа и синтеза;
– отмечаются уподобление и смешение значений акустических похожих слов (пахуч – «похож», белок – «белых», цех – «цирк»);
– упрощаются сложные и опускаются простые предлоги в спонтанной речи, даже при понимании их значений.
Ошибки, встречающиеся не у всех детей, имеющих осложненные минимальным снижением слуха расстройства речи (ОНР, ФФНР, дизартрия), а лишь при сочетании общего недоразвития речи с легким снижением слуха, являются специфическими в типологии ошибок при ОНР.
Специфические ошибки:
– семантическая диффузность акустически близких звуков;
– контаминация и раздельное произнесение целого слова (с восходом – «сосхода», строители строят дом – «стоите ли до»);
– употребление в родительном и дательном падежах существительных множественного числа окончания АХ (белках, пальцах, столах и т.п.);
– замены совершенного вида глагола несовершенным (Вова слил воду. – Вова лил воду.);
– неверное использование личных и временных окончаний глаголов (Миша шьен. Кресло стоял у окна.);
– упрощение, смешение аффиксов (январский день – «январкий день», завязала – «звизала», мальчик перешел дорогу. – «Мальчик пришел дорогу»);
– добавление лишних звуков и слогов к префиксам («подхлопочет», «подниметала»);
– замены предлогов (над лужайкой – «по люзайкой», над цветком – «нам сетком»);
– неумение передать логику последовательности событий, скрытый смысл при пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Речевые ошибки, присущие дошкольникам с минимальным снижением слуха, в дальнейшем переносят на письмо, если слухоречевые расстройства своевременно не выявлены и не компенсированы.
В связи с этим, при появлении вышеперечисленных особенностей в речи Вашего ребенка желательно проконсультироваться у специалиста и исключить вероятность нарушения слуховой функции. Если же минимальное снижение все-таки будет выявлено, необходимо своевременно обратиться к логопеду для того, чтобы вторичные речевые нарушения, которые появляются на фоне снижения слуха, можно было скорригировать и предотвратить в будущем проблемы в овладении грамотой.