РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Подобные нарушения выявляются у 60-70% учеников общеобразовательных школ.

Специальное обследование показало, что у них имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

Многие авторы, занимающиеся, проблемой изучения пространственных представлений относят их к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т.д. 

Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий в пространстве.

Если у ребенка сформирована совместная деятельность полушарий, то она является полноценной основой для дальнейшего развития и успешного обучения в школе.

А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь состоит из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе. Безусловно, все эти уровни в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются во времени.

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле. Сюда относятся ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия с взрослым. 

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. Этот уровень включает в себя представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, которые подразделяются на: топологические представления (о нахождении того или иного предмета); координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх» — «низ», «с какой стороны»); метрические представления (о нахождении того или иного предмета). А также представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений. Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана. Появление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и по отношению друг  к другу появляются в речи ребенка позднее.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка. Понимание пространственно – временных и причинно – следственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития.

Вот как можно, играя с детьми, развивать у него пространственные представления:

1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах. 8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развивающие игры на развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв:

Игра 1 «Выложи букву»

Моделирование букв, геометрических форм, предметов из бусинок, крупы, палочек, конструктора, мозаики, проволочки, ниток.

Игра 2 «День рождения у буквы»

Раскрась букву. Напиши ряд гостей (буквы).

Игра 3 «Буква рассыпалась»

 Воссоздание и реконструирование знакомых букв.

Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза:

Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.

«Робот»

Игровое упражнение 1 «Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы»

Игровое упражнение 2 «Где правая и левая рука»

Игровое упражнение 3 «Одень клипсы на левое (правое) ухо»

Игровое упражнение 4 «Одень колечко на правую (левую) руку»

Игровое упражнение 5 «Попрыгай на правой (левой) ноге»

Определение пространственных соотношений между предметами:

1. «Цветные дорожки». Определение правой и левой части цветных полосок.

2. «Каждой вещи свое место». Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.

3. «Божья коровка». Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем левом (правом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.

4.«Новоселье». Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до, после, перед, за, около и т.д.

5. «Автотрасса». Ориентировка на плоскости, использование простых и сложных предложных конструкций.

6. «В магазине». Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов “товара” на полках витрин относительно друг к другу. Использование простых и сложных предложных конструкций.

7. «Домик». Дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор. Перед забором зеленая трава. Слева от домика речка. Над речкой облака.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *