Как помочь ребенку скорее начать произносить трудные звуки правильно

Участие родителей в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука), то нарушается целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребенок.

Цель консультации: помочь родителям правильно выполнять задания логопеда по автоматизации поставленных звуков и познакомить родителей с играми, направленными на решение данной задачи.

Автоматизация звука – это закрепление правильного положения органов артикуляционного аппарата во время произнесения звука. Мы взрослые, произносим слова, звуки, не задумываясь о том, какое положение при этом дол-жен принять наш язык или губы. А ребенку в момент автоматизации изолированного звука именно это и необходимо делать каждый раз, когда он хочет произнести новый для себя звук.

Сначала ребенок учится произносить поставленный звук изолированно, т.е. отдельно от других звуков. Потом, ребенок произносит слоги с этим звуком. Для автоматиза-ции изолированного звука можно использовать различные «песенки»:
– Песенка водички: СССС.
– Песенка комарика: 3333.
– Песенка змеи: ШШШ.
– Песенка жука: ЖЖЖЖ.
– Песенка кузнечика: ЦЦЦЦ.
– Летит самолетик, или гудит пароход: ЛЛЛЛ.
– Песенка моторчика: РРРР.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем за-крепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в пря-мых слогах: са, сы, со, су, затем в обратных: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением соглас-ных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, сны.

Представьте себе, ребенку во время выполнения этого задания много раз необходимо произносить одни и те же слоги. Здесь можно применять маленькие хитрости: произ-ношение слогов и одновременное выполнение различных действий.

Например: Произносить слоги:
– Шагая по осенним листочкам;
– Собирая весенние цветочки;
– Украшая Новогоднюю елочку.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна до-рожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя иг-ру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ, РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной, систематической трени-ровки.). При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • «Прятки»: выкладываются несколько картинок (5-7 штук), на определенный звук, ребенок их называет, запо-минает, затем картинки переворачиваются – прячутся, ре-бенок должен назвать их и перевернуть обратно.
  • «Песочные часы»: Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин., 2 мин.).
  • Не менее интересна игра «Найди на кухне (в кабинете, на улице, в комнате)»: найти на кухне предметы, в названии которых есть заданный звук, и правильно их назвать.
    Автоматизация в чистоговорках, стихах, потешках – это самая интересная часть автоматизации звука. Чистого-ворки можно придумывать самим. Например:
    Ра-ра-ра – интересная игра.
    Ры-ры-ры – вот и правила игры.
    Ро-ро-ро – играть нам хорошо.
    Ру-ру-ру – пойдем играть в игру.

Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок.

Автоматизация поставленного звука в свободной речи происходит так же, поэтапно:

1) Произнесение текста вслед за взрослым, т.е. пересказ.
2) Диалогическая речь, т.е. вопросно-ответная форма.
3) Монологическая речь, т.е. умение контролировать произношение звука при самостоятельном рассказе.
4) И, конечно же, полный самоконтроль в свободной речи.

Для того, чтобы поставленный звук ребенок начал хорошо произносить в свободной речи, эту «свободную речь» необходимо развивать. Родителям ничего сложного делать не придется. Необходимо, как и прежде, лишь больше и чаше разговаривать со своим ребенком. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин, в детский сад или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и педагогов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *