МБДОУ "Детский сад № 223"

Формирование фонематического восприятия

Консультация для родителей

Советы логопеда

Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и дальнейшего успешного обучения детей в школе. При нормальном речевом развитии фонематический слух формируется спонтанно в условиях речевого окружения. Только при его наличии возможно четкое восприятие речи и смысла отдельных слов.

Развитый, сформированный фонематический слух позволяет:

* различать звуки в изолированном произношении;
* слышать и узнавать звуки в составе слова и речевого высказывания;
* различать слова, в состав которых входят одни и те же звуки в различной последовательности;
* различать слова, отличающиеся только одним звуком.

Полностью сформированный к пяти годам фонематический слух становится основой для развития фонематического восприятия — способности различать даже очень близкие по звучанию и артикуляции звуки.

Фонематическое восприятие характеризуется способностью определять:

* наличие или отсутствие определенного звука в составе слова;
* последовательность звуков в составе слова;
* позицию звука в составе слова;
* количество звуков в слове.

Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Про таких детей родители и воспитатели часто говорят: «Он может произносить звук, но не хочет правильно говорить!» Такое утверждение неверно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребенка говорить правильно, а в недостатках его фонематического восприятия. Для детей с таким недоразвитием также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении, грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и служит причиной их неуспеваемости. Следует подводить ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Дети с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, т.е. при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнают, связывают с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делают.

Бокова Л.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • право
  • минпросв
  • акиац
  • барнаул
  • элуслобр
  • тел доверия полиции
  • надзор обр
  • сервер гв
  • уполномправа реб
  • инфосистемы
  • госуслуги
  • мои документы
  • спас-экстрим
  • нокро
  • осовак
  • пнпо
  • профсоюз
  • акипкро
  • фскн россии
  • дети онлайн
  • контент
  • Министерство образования и науки Алт
Wordpress snowstorm powered by nksnow