МБДОУ "Детский сад № 223"

Роль речевых игр и упражнений в развитии речи ребёнка

Консультация для родителей

Для того, чтобы речь ребенка развивалась, с ним нужно как можно чаще разговаривать и поддерживать желание задавать вопросы, самостоятельно рассказывать, рассуждать, сочинять. Большую помощь при этом могут оказать речевые игры и упражнения, которые можно проводить не только с одним ребенком, но и с группой детей.

Каждая словесная игра имеет конкретную цель, но вместе с тем предполагает решение разных задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие связной речи. В играх со словом особое внимание детей 3-5 лет обращается на правильное название предмета, уточнение его значения (ребенок уже понимает, что каждое слово что-то обозначает), выявление признаков и действий этих предметов или же каких-то действий с ними.

Когда дети рассмотрят, узнают и назовут предмет или игрушку, заметят характерные особенности, нужно показать им, что про каждый предмет можно сказать, какой он (большой, маленький, пушистый, красивый). Так, про куклу мы скажем, какая она (красивая, нарядная), а про солнце, какое оно (теплое, жаркое). Затем можно будет поговорить о том, что делает описываемый предмет (игрушка, живое существо) или же что с ним можно делать.

Но в такого рода словарной работе формируется не только понимание значения слова и его употребление в соответствии со смыслом. Одновременно дети осваивают грамматические формы, учатся разным способам словоизменения и словообразования (родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже) и построению разных типов предложений. Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия, а также составлять сюжетный рассказ по картине, рассуждать, объяснять.

К каждой игре предлагаются картинки. Их надо рассмотреть вместе с ребенком и задать ему вопросы: каким словом называется предмет, какой он, что с ними можно делать, как об этом сказать по-другому… Разговаривая с ребенком по иллюстрации, не торопите его с ответами. Пусть он внимательно все рассмотрит и составит свое суждение. Возможно, его ответы будут далеки от ожидаемых вами. Постарайтесь понять, какой смысл и какие впечатления малыш в них вкладывает. Побуждайте не только называть и описывать героев книжки, но и составлять о них связные тексты. Это могут быть описания или сюжетные рассказы – повествования.

Описание – это развернутое высказывание, в котором сначала называется предмет; затем перечисляются его характерные признаки, свойства, качества, действия; завершается описание итоговой фразой (передается общая оценка предмета или отношение к нему говорящего). Описание отличается статичностью и в то же время своеобразной мягкостью, позволяющей варьировать, переставлять местами части высказывания. Дошкольников учат описывать игрушки, предметы, вещи, еду (овощи, фрукты), природные явления.

Повествование – высказывание, в котором раскрывается какой-то сюжет. События, сценки, картины следуют друг за другом в определенной последовательности. Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его частей может нарушить логику событий. Обычно повествование имеет завязку, кульминацию и развязку. Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных высказываний: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или серии картин.

Первые описания и рассказы могут быть совместными: взрослый начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Ребенку интересно будет, если его рассказ (сказку) вы запишете, а потом прочитаете другим членам семьи.

Подготовила
воспитатель Долгова Н.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • право
  • минпросв
  • акиац
  • барнаул
  • элуслобр
  • тел доверия полиции
  • надзор обр
  • сервер гв
  • уполномправа реб
  • инфосистемы
  • госуслуги
  • мои документы
  • спас-экстрим
  • нокро
  • осовак
  • пнпо
  • профсоюз
  • акипкро
  • фскн россии
  • дети онлайн
  • контент
  • Министерство образования и науки Алт
Wordpress snowstorm powered by nksnow