Знакомим ребенка с предлогами

У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе).В – это означает внутри чего-то (в столе).
ПОД – внизу под чем-то (под столом).
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом).
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом).
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола).
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола).
Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия)» (см. фото-1 и фото-2).
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи. По мере развития речи значения предлогов всё больше и больше детализируются и обогащаются. Развитие всех сторон речи у детей происходит постепенно и в тесной взаимосвязи друг с другом. Формирование речи ребёнка связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического строя речи. 

В старшей группе детей учат:
– понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
– дифференцировать предлоги: на — в, на — под, кот; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин «маленькое слово».
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:
– понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;
– правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
– дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из; 
– анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);
– составлять схему предложения с предлогом в схеме.
На занятиях в подготовительной группе знакомят детей с термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно, а также работе со схемами предлогов (см. фото-3).
Такие схемы можно применять в различных видах деятельности: для объяснения значения предлога, составления предложений по демонстрируемому действию или по картинкам, дифференциации значения предлогов (в качестве наглядной схематической опоры), выполнения заданий на составление схем предложений (предлог обозначается карточкой-схемой, что способствует формирования знаний о правилах написания предлогов в будущем) (см. фото-4).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *