Коррекция речи у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания

В последние годы отмечается значительный рост количества детей, чьи трудности в обучении, речевом развитии связаны с такими психологическими особенностями, как гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность. СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста  и представляет собой сложную и весьма актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, она проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка. К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Гиперактивность – особенность центральной нервной системы, мешающая детям контролировать свою двигательную активность. Однако истоки заболевания гораздо глубже, чем можно представить себе на первый взгляд. 

Выделяют три типа детей с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

  1. Смешанный тип – гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.
  2. Невнимательный тип – преобладают нарушения внимания.
  3. Гиперактивный тип – доминирует гиперактивность.

Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СДВГ

Проводя занятия необходимо учитывать личностные особенности ребенка и делать акцент либо на развитие произвольности, либо на развитие внимания. Логопед оценивает степень нарушений высших психических функций, а также определяет, какие имеются отклонения в эмоциональной сфере. Прежде чем приступить к непосредственно логопедическому воздействию, педагог обучает ребенка релаксационным упражнениям и упражнениям на телесный контакт. Данные упражнения способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, снимают мышечное напряжение с кистей рук, ног, мышц лица. А в последствии помогают ему осуществить двигательный контроль, что также является необходимым условием для коррекции речи.

У гиперактивных детей исходно высокий уровень возбуждения, который очень легко переходит верхнюю планку. Поэтому задача взрослого – не повышать уровень возбуждения ребенка. Одергивания, окрики, не сдерживаемое раздражение взрослого – все это возбуждает ребенка. Наиболее важным приемом является обращение с ребенком при «выключенных эмоциях». Чем более спокойным будет общение, тем легче будет ребенку погасить свое возбуждение и вернуться в работоспособное состояние. Учитывая повышенную эмоциональную и интеллектуальную утомляемость детей необходимо обязательно включать в структуру занятия расслабляющие паузы.

Повышенная отвлекаемость, чувствительность к всевозможным раздражителям – важная психологическая особенность гиперактивного ребенка. Пролетела муха, за окном проехал грузовик, из кухни запахло обедом, кто-то громко кашлянул – ничто не остается без внимания ребенка, все для него одинаково важно, все отвлекает от выполнения задания. С повышенной отвлекаемостью связана невозможность сосредоточиться. Задача взрослого – свести количество раздражителей к минимуму. Надо постараться создать такую атмосферу, в которой не будет ничего лишнего, отвлекающего ребенка от главной задачи. С этой целью желательно свести к минимуму наглядный материал. Убрать с поля зрения ребенка все, что сможет отвлечь внимание. Возможно, зеркало и отражение ребенка в нем будет являться для гиперактивного ребенка слишком большим раздражителем. Поэтому занятия эффективнее будет проводить вообще без зеркала. Желательно их проводить в одной и той же, хорошо знакомой ребенку обстановке. Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Чтобы удерживать внимание гиперактивного ребенка, взрослый может договориться с ним о специальных, известных только им «секретных знаках», которые он будет использовать в моменты отвлечения ребенка от занятия.  Не менее важный аспект – сформировать ритуал занятия.  Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны, интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания. Необходимо также отработать правильную последовательность выполнения заданий «от простого к сложному». Гиперактивные дети любят делать то, что у них получается. Трудности их не стимулируют к деятельности. Поэтому начинать нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется виде игр и упражнений, направленных на развитие внимания, координации и поведенческого самоконтроля детей. Используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.  Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

Игры для развития внимания, слухового внимания и памяти

Особенно важно учить ребенка сосредотачиваться, учить не отвлекаться на посторонние раздражители. С этой целью можно предложить ребенку выполнять некоторые задания с закрытыми глазами, чтобы он целиком мог сосредоточить внимание на сигналах, воспринимаемых с помощью слуха и осязания. Например, известные задания «Поймай звук» можно предложить выполнить ребенку с закрытыми глазами, чтобы он сосредоточился на звуках. Или же можно предложить игру «волшебный мешочек» так же с закрытыми глазами. Определять игрушку или букву на ощупь. Закрывая глаза, ребенок сможет лучше сосредоточиться. Можно дать задание определить материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, поролон), находящийся перед ребенком на данный момент. Он узнает это по звуку, ударяя палочкой по предмету закрыв глаза. Для логопедической работы необходимо развивать именно слуховое внимание ребенка, поэтому будет очень полезно выполнять упражнения «слушаем тишину», «что происходит на улице», « что или кто так звучит» желательно с закрытыми глазами. Для развития слухового внимания полезны также игры с использование слов-сигналов, на которые дети должны ответить определенным образом: подпрыгнуть и дотронуться до стены руками и т.д.

• «Слушай хлопки»: если звучит один хлопок, нужно маршировать, если два – стоять на одной ноге, три хлопка – прыгать.

 • «Исправь ошибки»: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

 • «Послушай и повтори»: педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их.

 • «Дятел»: логопед отстукивает разные ритмы в быстром темпе, а дети повторяют за ним.

 • «Цепочка слов»: логопед называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего.

 • «Кто лучше слушает?»: логопед называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

 • «Хлопки»: логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

 • «Запомни слова»: логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

• «Определи на слух самое короткое слово»: слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова.

 • «Слушай и делай»: педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды: «Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т.д.

  • «Тишина» (на развитие слухового внимания и усидчивости). Детям дается инструкция: “Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех). Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, на улице.
  •  «Снежный ком» (на развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности). Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель. другу, но только используя жесты.
  • «Испорченный телефон» (развитие слухового внимания).

В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем сверяется полученное сообщение с исходным и находится игрок, который исказил его.

Игры на развитие фонематического слуха

• «Назови звук»: логопед  произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей: «Какой звук есть во всех этих словах?»

  •  «Услышишь – хлопни»: логопед произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
  • «Внимательный слушатель»: логопед произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
  • «Нужное слово»: по заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  • «Зоркий глаз»: детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
  • «Скажи наоборот»: взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. 

Игры для развития произвольности.

  • «Да и Нет не говори» : отвечая на вопросы, дети не должны употреблять слова «да» и «нет».
  • «Летает – не летает»: поднять руки вверх только тогда, когда называют предмет, который может летать.
  • «Съедобное –не съедобное»: в этой игре с гиперактивным ребенком мяч лучше не брать, а заменить ответ – каким-нибудь действием.
  • «Запретное движение», или «Запретное слово»: ребенок вслед за логопедом повторяет все слова, кроме одного, которое»назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши. Запретным может быть не просто одно слово, а все слова с каким-то запретным звуком.
  • «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо» и т.д..
  • “Говори” (контроль импульсивности.) Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”!

Обязательно при этомпредлагается специальная поведенческая программа: придумать гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т.д. — накопление определенного их количества и отражение их в какой-либо форме);  не прибегать к физическому наказанию; чаще хвалить ребенка, т.к. дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям. Наиболее действенное средство — это убеждение через «тело» (не смотреть телевизор, не играть в компьютер, лишить удовольствия, лакомства).  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *