Консультация для родителей. Составление домашней библиотеки

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше ус­ваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чте­ния реализуется как психологическая, так и социальная фун­кции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим ли­цом в этом общении является ребенок.

Совместное чтение детских книг поможет родителям за­кладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С. Мар­шак, Р. Погодин)!

Честность, совестливость, уважение к людям и себе, лю­бовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей, отцом, матерью — все это ненавязчиво входит в созна­ние ребенка при чтении хороших книг. Наконец, книги, кото­рые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребенка хоро­ший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

Ведь не секрет, что чтение — это процесс творческий, а читатель — великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей.

       То есть должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней детской библиотеки?

Естественно, единственно верного, единого для всех спис­ка необходимых дома книг, который бы гарантировал форми­рование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, все-таки существуют. Их ис­точники — родительские установки на воспитание в подрас­тающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его пред­ставление об окружающем. 

Итак, стремление родителей вос­питать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые, литера­турные сказки писателей XIX столетия: К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого, В. И. Даля. Рассказы, создан­ные детскими русскими писателями XX века В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности — они учат честности, порядочности, уме­нию держать слово, верности, скромности. Эти качества и в наше время не потеряли ценности, а в нашей домашней, семей­ной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда, чтение требует серьезного отно­шения родителей к содержанию басен: язык басен очень сло­жен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребенку, т. к. моральные и нравственные нор­мы только складываются у малыша.

Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых раз­ных энциклопедических изданиях, которые так любят совре­менные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ре­бенка литературных произведениях, как «Городок в таба­керке» В.Ф.Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, расте­ний и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой,  С.Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроско­пических существ (например, «Петька-микроб» Г.Остера). 

Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небы­лицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопо­ставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей яв­ляется игра.

Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыб­кой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии опре­деляет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки —-игровую, «потешную» — это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г.Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Ми­халкова, Э.Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказ­ки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чув­ство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внима­тельном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле.

Желаем вам удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *