Не теряйте время, пока вся семья вынуждена оставаться в изоляции на карантине. Используйте его максимально полезно для себя и детей. Если ребенок спрашивает, почему вы не сможете выйти на улицу прогуляться или пойти в гости к родным и друзьям, не скрывайте от него правды. Доступными словами объясните ребенку, что происходит в мире и какие правила необходимо выполнять в целях профилактики.
Соблюдайте режимные моменты (своевременный дневной и ночной сон), чередование нагрузки и динамических пауз. Постарайтесь максимально приблизить режим к существующему в ДОУ. Продолжайте во время карантина заниматься с ребенком, но не забывайте, что малыш обучается в игре. Не обязательно должно быть специально отведенное время и место для занятий, ведь есть большое разнообразие интересных игр, которые встроятся в повседневные дела и позволят взрослым одновременно решать собственные задачи.
Занимаясь домашними делами, подключайте к выполнению посильных задач ребенка. Желание ребенка участвовать в том, что делают родители естественно. Можно предложить малышу протереть мебель от пыли, накрыть на стол, развешать вещи и многое другое. Обыгрывайте ситуацию и не забывайте хвалить ребенка, тогда такое занятие будет приносить взаимное удовольствие.
Дети раннего и дошкольного возраста любят игры с предметами, которые часто используются в быту. Это облегчает родителям задачу, так как не понадобятся специальные игрушки. Такие игры не только интересны, но еще и развивают ребенка и позволяют вам заняться своими делами.
1. Золушка
Что развивает: мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность
Что нужно: разные крупы/ бобовые, макароны разной формы
В одной большой емкости смешайте фасоль, горох, нут или макароны разной формы (ракушки, бабочки, спирали, трубочки). Поставьте перед малышом мисочки поменьше и предложите ему все рассортировать.
Другой вариант: дайте ребенку перебрать рис, гречку или пшено: покажите ему, какие крупинки плохие, и пусть малыш найдет их. Так он не только разовьет мелкую моторику, но еще и поможет вам на кухне.
2. Лепка из теста
Что развивает: мелкую моторику, воображение
Что нужно: тесто
Отличная игра, которая поможет занять ребенка, пока вы готовите. Даже если вы не собираетесь печь пироги, сделать небольшое количество теста специально для малыша не займет у вас много времени. Предложите ребенку вылепить из теста овощи, посуду для кукол, фигурки животных или игрушки.
3. Найди цвет
Что развивает: логику, внимательность
Что нужно: не нужно никаких дополнительных предметов
Выберите какой-нибудь цвет или предложите это сделать малышу, а потом попросите его найти на кухне и назвать все предметы этого цвета. Можно также спрашивать, съедобный этот предмет или нет.
Другие варианты: можно искать предметы не только по цвету, но и по форме, размеру и другим признакам.
4. Кот в мешке
Что развивает: логику, воображение, внимание, сообразительность
Что нужно: один или два пакета, мелкая кухонная утварь, овощи, фрукты
В непрозрачный пакет сложите овощи, фрукты и небольшие мелочи для кухни (чем разнообразнее будет их форма, тем интереснее). Ребенок, не заглядывая в мешок, опускает руку в мешок, выбирает «жертву», ощупывает предмет, не доставая его, и пытается угадать, что это может быть. И так с каждым предметом в мешке.
Другой вариант: в два непрозрачных пакета выложите одинаковые наборы предметов, малыш из одного мешка достает «кота», а в другом на ощупь пытается найти его пару.
5. Загадки
Что развивает: логику, образное мышление
Что нужно: фантазия мамы
Загадывайте малышу загадки про продукты, предметы для кухни, столовые приборы (можно подготовиться заранее и найти их в Интернете). Также можно придумать загадки самостоятельно. Например, «Чем ты можешь есть макароны, но не можешь есть суп?» или «У него желтая шкурка, и он кислый на вкус». А если ребенок не может сразу догадаться, давайте ему подсказки («У этого предмета четыре зубчика» или «Мы можем отрезать от него кружочек и положить его в чай»).
6. Художник
Что развивает: воображение, моторику
Что нужно: мука, соль, манка, макароны разной формы, крупы
Для того чтобы рисовать, не обязательно нужны кисти и краски. Насыпьте на тарелку муку, соль или манку и предложите ребенку создать картину при помощи пальчика.
Другие варианты: намажьте бумагу клеем, дайте ребенку крупы, горох, фасоль и макароны разной формы. Пусть малыш приклеит их на бумагу так, чтобы получилась картина.
Дайте ребенку макароны разной формы и цветов: из них можно выкладывать на тарелке или столе предметы, например, солнце, домик, дерево и т. д.
7. Что пропало
Что развивает: логику, память
Что нужно: продукты, предметы кухонной утвари
Положите перед ребенком несколько предметов, например, салфетку, печенье и апельсин (минимум три, но постепенно можно увеличивать количество). Пусть малыш внимательно на них посмотрит и назовет каждый из них. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Затем пусть ребенок откроет глаза и назовет, что исчезло со стола. Можно усложнить задачу, убрав не один, а несколько предметов и поменяв местами оставшиеся.
8. Помощник повара
Что развивает: воображение
Что нужно: продукты для украшения готового блюда
Часто ребенок хочет помочь маме с приготовлением ужина, но если он еще слишком мал для чистки картошки или нарезания овощей, можно доверить ему украшение готовых блюд. Приготовьте заранее все, что может пригодиться для этого (зелень, маслины и оливки, орешки и т. д., и позвольте ребенку сделать его красивым. Только попросите его проявить фантазию.
9. Макаронные украшения
Что развивает: мелкую моторику
Что нужно: макароны разной формы с дырочкой внутри, длинная нитка
Дайте малышу прочную нитку и макароны разной формы с дырочкой внутри, пусть он нанизывает их на нитку, чтобы получились красивые бусы или браслет. Если малышу трудно просовывать нитку в макароны, можно привязать с одной стороны палочку или спичку.
10. Чем пахнет
Что развивает: внимание, логику
Что нужно: продукты, которые собираетесь использовать в приготовлении пищи
При приготовлении пищи давайте ребенку понюхать, как пахнут фрукты, овощи и продукты в сыром и готовом виде, и просите ребенка описать запах (сильный, резкий, неприятный). Также можно предложить ребенку угадать по запахам, витающим на кухне, что готовится.
Другой вариант: можно закрыть ребенку глаза и предложить не только понюхать продукт, но и попробовать его, а потом угадать, что это и описать вкус.
11. Где фрукт?
Что развивает: речь, ориентацию в пространстве
Что нужно: какой-нибудь фрукт
Положите какой-нибудь фрукт (например, апельсин, лимон или яблоко) на какое-нибудь видное место, а ребенок должен сказать, где он лежит, например, НА холодильнике, ПОД столом, ВНУТРИ коробки, ОКОЛО стула, РЯДОМ с плитой. Также можно спросить, что находится слева или справа от фрукта.
Другой вариант: пусть ребенок кладет фрукт на указанное вами место.