Уважаемые родители!
Вашему вниманию предлагается подборка речевых игр, которые Вы можете использовать во время прогулки для обогащения, активизации и развития речи детей.
В эти игры можно начинать играть с младшего дошкольного возраста, когда малыш еще только познает окружающий мир, и продолжать в старшем дошкольном возрасте, чтобы совершенствовать его речевые способности.
«Я заметил»
Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите – какие они.
Например: «Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она серая и пушистая». Можно делать это по очереди.
«Этот шумный мир»
Прислушивайтесь ко все звукам и шуму вокруг вас. Помогите ребенку научиться различать звуки. Что он слышит: пение птиц, лай собак или шум листвы на ветру? А около дороги совсем другие звуки: сирены машин, шум моторов, музыка из открытых окон, чей-то смех. Придумайте вместе с ребенком слова, с помощью которых можно описать звуки.
Например: как назвать звуки, которые издает сирена, банки, падающие в мусорный бак и мяч на спортивной площадке?
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её.
Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает), человек идет, а автобус…(едет), человек идетмедленно, а машина едет… (быстро), дом высокий, а киоск …(низкий) и т. д.
«Мыльные пузыри»
Надувая мыльные пузыри, ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развивает длительность выдоха. Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч, и спокойно выдыхал через рот.
«Кто первый увидит»
В эту игру лучше играть с несколькими детьми. Выберите какой-либо объект – красный автомобиль, газетный киоск, человека с зеленым шарфом или окно с цветами – и посмотрите, кто первым его заметит.
«Сколько шагов?»
Слова состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, столько и слогов. Попросите ребенка «прошагать» любое слово и сказать, сколько в слове частей.
Например:Ма-ши-на – 3 части, фо-нарь – 2 части, дом – 1 часть, све-то-фо-ры – 4 части.
Кто из вас назовет самое длинное слово? А как короткое слово «превратить» в длинное? (дом – домик)
«Волшебные очки»
Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало. Ребенок может называть один или с Вами по очереди: красные сапоги, красный нос, красное дерево…
«Посчитай»
Предложите ребенку посчитать увиденные предметы. «Посчитай, сколько магазинов около нашего дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать, но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».
«Нужный звук»
Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук.
Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом, ромашка, клумба».
«Этажи»
Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит дом….(одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом…(девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом…(многоэтажный).
«Найди камешки»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.
Правила игры:
1. Находить камешки в соответствии с заданием.
2. Нельзя повторять уже выполненное кем-либо из детей движение.
Содержание: детям поочередно даются задания: найти самый большой камешек, самый гладкий, острый, причудливый, красивый и т. д. Эта часть игры проводится в форме соревнования — кто быстрее? Во второй части каждый из детей придумывает движения со своим камешком.
«С горки на горку»
Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.
Правила игры:
1. Внимательно слушать и подбирать движение, наиболее соответствующее заданию.
2. Выполнять движения правильно.
Содержание: дети по сигналу поднимаются на горку и спускаются с нее, подбирая то движение, которое соответствует образному заданию взрослого (например, на горку — лошадки, с горки — зайчатки; на гору — зайчата, с горы — медвежата; на гору — стрекозы, с горы — козы; на гору — муравьи, с горы — журавли и т.д.).
«Ребята и зверята»
Цель: забавы-импровизации; совершенствование движений; развитие творчества, фантазии.
Правила игры:
1. Четко дифференцировать движения и изображаемых животных согласно тексту.
2. Использовать как можно больше различных движений. Содержание: дети выполняют движения соответственно тексту:
— На зеленом, на лугу бегают ребята. (Дети бегают, кто как хочет.)
— Это вовсе не ребята, а какие-то зверята (Изображают с помощью движений различных животных.)
— Убежали все зверята, вновь вернулись к нам ребята (Выполняют любые движения.)
Взрослый отмечает наиболее интересные импровизации, подчеркивает, кто из детей использовал больше разнообразных движений.
«Придумай сам»
Цель: закрепление движений в естественных условиях; речевые упражнения с использованием предлогов; развитие наблюдательности, внимания.
Правила игры:
1. Подбирать движения точно по словесному заданию.
2. Выбирать разные предметы для движений.
Содержание: взрослый дает детям первую часть задания, вторую они придумывают сами. Например, взрослый говорит: «Все побежали и спрятались за… » Дети должны найти разные предметы и спрятаться за ними (за деревом, кустом, друг за другом). Последующие задания могут быть такими: подпрыгнули до… ; покружились и присели под… ; прошли спиной вперед и прислонились к… ; взялись за руки и допрыгали до…