Современные дети. Особенности воспитания

Современный дошкольник, как и многие предыдущие поколения дошкольников, имеет тягу к необычному и новому. Познавательный потенциал дошкольников очень велик. Современному ребенку тема «Знаки и символы» дается довольно  легко. Им не трудно понять основную мысль. Вся наша современная жизнь насыщена примерами для этой темы: начиная от кнопочки на бытовой технике и компьютере, заканчивая рекламными билбордами на улице – все знаково, все символично. И порой даже бываем, удивлены, как им быстро удается разобраться в каком либо техническом вопросе или в том, как быстро открыть фантик у конфетки. Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается зажатость перед взрослыми. И если сам взрослый не занимает авторитарную позицию, а находиться с ребенком на правах старшего, опытного сотоварища, партнера, то ребенок раскрывается совсем по-другому. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Ведь развитие подразумевает появление нового отношения к миру и другим людям, новых способностей, новых желаний, интересов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то стремиться. Дети хорошо информированы, они рассуждают на взрослые темы. Удивляешься, порой дети делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, что взрослые всерьез думают о преждевременном взрослении. Данный вопрос считается спорным. Скорее, это наслушанность, под которой, к сожалению, или к счастью, нет опыта.

Так какой же он современный дошкольник? Современные дети активны, общительны, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания. В эмоциональной сфере романтизм уступил место прагматизму. Современный ребенок наделен разными чертами: он и умный, и жизнерадостный, и беззаботный и поверхностный, общительный — в общем, противоречивый.

Они не откликаются на тактику внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях, плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются воспитатели и родители. Существует весьма немного мер, на которые они реагируют положительно. На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности – для нас. Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь.

Дети отчаянно борются за то, чтобы их способности заметили и признали как нечто значимое. Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть неблагополучные дети. У многих из них уже сейчас есть большая сила, а испытание заключается в том, чтобы правильно ею распорядиться. Конечно, не всем это удастся. У одних эта сила настолько спокойна, что остается едва заметной, у других она выплескивается наружу бурным потоком. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, в детях. Так они смогут осознать, что им «все по плечу», и не утратят своих мечтаний о грядущем величии.

Пусть нам кажется, что это лишь дети, описывающие простодушные грезы и фантазии, но в действительности это полноценные люди, стремящиеся найти свой путь в жизни и обуздать собственную силу. Когда слушаете их, прислушивайтесь именно к этому. Когда говорите им что-то, рассказывайте о великих свершениях и говорите разумно. Когда призываете их к порядку, делайте это честно и открыто, держась в тех рамках, которые понятны детям и нерушимы для вас. Это и есть уважение. Это они понимают. И на это они непременно откликнутся.

Дети ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия, требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются, как к взрослым.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как вы бы хотели, чтобы они говорили с вами.

Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд вопросов:

1. Какой меня видит мой ребенок?

2. Чувствует ли он, что я его люблю?

3. Считает ли он, что я его понимаю?

4. Есть ли у него основания считать меня справедливым, добрым, отзывчивым человеком?

5. Нравится ли ему, как я с ним говорю?

6. Хотел бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?

7. Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?

8. Хотел бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?

9. Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

10. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

11. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием?

Принципы воспитания современных детей

1. Определяя для детей границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию.

 Давайте выход их чрезмерной физической энергии. Учитывайте эту необходимость в любой ситуации.

 Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот. Вы будете удивлены, когда узнаете, на что способен ваш ребенок.

2. Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.

 Давайте детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам и, более того, предоставляйте им несколько возможностей для выбора!

 Не говорите с ними свысока.

 Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы.

 Проявляйте к ним уважение ничуть не меньше, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу.

3. Если вы говорите детям, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Никакие слова в мире не заменят проявлений искренней любви.

 Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку на вопрос, любите вы его или нет!

4. Общение с ребенком – это одновременно тяжелый труд и привилегия.

 Они заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ним хитрить!

Не забывайте наблюдать за общением детей – у них многому можно поучиться.

Воспитывать своего ребенка – великое искусство во все времена, это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *