Учим буквы с детьми дошкольного возраста

Независимо от методики обучения чтению, рано или поздно мы начинаем учить буквы со своим ребенком. Для того, чтобы ребенок мог читать, необходимо, чтобы он запомнил букву и звуки, которые она обозначает. Причем, совершенно не обязательно обращать внимание дошкольника на то, что эта буква может обозначать разные звуки: твердый и мягкий, звонкий и глухой. Достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эР».

Конечно, надо знать, какие звуки обозначает буква. Но учить буквы и звуки надо тогда, когда ребенку уже исполнится хотя бы 5 лет, и он сможет услышать звуки, понять их различие и выучить буквы. А для их усвоения необходимы достаточно развитые функции мышления – анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Дошкольник еще не владеет этими мыслительными операциями, они находятся на этапе развития. До школы ребенок может научиться читать и без этих знаний гораздо быстрее и легче. До школы гораздо важнее, чтобы ребенок запомнил графическое начертание буквы и смог ее читать, т.е. произносить звук, который обозначает буква.

Нам, взрослым, кажется, что стоит показать ребенку букву, поиграть с ней, и он сразу запомнит написание и произношение буквы. Если это так легко, тогда почему многие дети путают буквы даже в школе, пишут их неправильно или отзеркаливают (пишут в зеркальном отражении), часто забывают, как читается буква? Оказывается, выучить с ребенком букву за 1-2 дня практически невозможно. И виной здесь свойства памяти ребенка. У детей дошкольного возраста, как правило, развита кратковременная память, а долговременная, с помощью которой мы запоминаем надолго, находится только в зачаточном состоянии. Чтобы ребенок что-то запомнил надолго, надо часто повторять эту информацию, заставляя память припоминать уже известное и откладывать в сейф с «нужной» информацией. Легко и быстро учить буквы ребенок может только в игре. Значит, нам надо придумать такие игры для своего ребенка, чтобы он запомнил букву во всех вариантах написания и твердо знал, какой звук она обозначает.

Какие же игры можно придумать?

Выложи букву.

Предлагаем ребенку выложить букву из палочек, спичек, шнурка, веревочки, камушков, слепить из пластилина, соленого теста, нарисовать на бумаге, на песке или асфальте. В различных ситуациях побуждаем ребенка вспоминать определенную букву и придумывать слова, в которых есть эта буква.

На что похожа буква? 

Вместе со взрослым ребенок придумывает на что похожа эта буква. Очень хорошо, если на бумаге это еще и нарисовать. Например, буква Е похожа на букву «Ш», на расческу, на забор …

Ремонт буквы. 

Напишите букву, убрав из нее какой-то элемент или добавив лишний. Ребенку надо отгадать букву и отремонтировать ее, дорисовав необходимые части.

Прятки.

Найти нужную букву среди других. Можно написать, напечатать на листе разные буквы, среди которых есть несколько нужных, причем, разного цвета и размера. Предлагаем ребенку найти и закрасить или обвести определенную букву. Причем, можно не называть саму букву, а сказать: «Найди букву, на которую начинаются слова улица, улитка, умница, ушки. Таким образом, мы еще и развиваем фонематический слух ребенка.

Играя в такие игры с буквами, мы учим буквы, закрепляем графический образ буквы, учим предугадывать букву по части с помощью игры. Ребенок крепче запомнит написание буквы, быстрее и легче будет находить нужную букву в массе других букв, ему легче будет читать.

Учим буквы с помощью манной крупы

Согласитесь, что учить буквы только с помощью книг, перелистывая страницу за страницей, скучно и неинтересно для ребѐнка 4-6 лет. Поэтому хотелось бы предложить одну простую и полезную игру, которая поможет с лѐгкостью и без принуждения запомнить буквы. Такую игру можно сделать всего за пару минут. Для неѐ понадобится поднос и стакан манки. Высыпаем стакан манки на поднос, ставим его на стол – и ваша игра готова.

1. Рисуем букву пальцем по манке, называем еѐ, затем предлагаем малышу нарисовать рядом такую же. рисовать буквы ватной палочкой или тонкой кисточкой.

2. Пишем на листе бумаги буквы и засыпаем лист манкой. Предлагаем ребѐнку разгрести пальчиками крупу и назвать найденные буквы.

3. Берѐм трубочку для коктейля и просим ребѐнка подуть в неѐ, выводя нужную букву с помощью воздушной струи.

4. Прячем в манку объѐмные пластмассовые буквы, предлагаем малышу отгадать их на ощупь.

5. Выкладываем с помощью нитки контур буквы на листе цветной бумаги. Предлагаем ребѐнку «написать» букву манкой. Нужно, чтобы малыш брал манку двумя пальчиками и аккуратно сыпал еѐ на выложенный ниткой контур. Контур можно сделать с помощью клея, нанося его тонкой струйкой.

6. Пишем на манке букву, например, Г. Просим малыша добавить одну палочку, чтобы получилась буква П. Так можем преобразовать букву С в О, Р в В, Л в М и т.д.

7. Пишем на листе букву, засыпаем манкой еѐ часть, предлагаем ребѐнку отгадать, какая буква спряталась, и назвать еѐ.

8. Выкладываем изображение буквы на подносе с манкой при помощи различных мелких предметов: камешков, желудей, семечек, пуговиц, бусинок и др.

Кроме того, вышеописанные игры с манной крупой способствуют развитию мелкой моторики, речевого дыхания, зрительного восприятия.

Желаем успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *