Ложь у детей

Любой взрослый может окунуться в мир своих воспоминаний детства и обязательно найдет там что-то, связанное с обманом. Есть много причин, по которым дети лгут. И не всегда это связано с желанием ребенка обмануть.

Условия жизни ребенка таковы, что его развитие не может не сопровождаться ложью. Однако будет ли это поведение закреплено или нет – определяется реакцией взрослых. Педагогу необходимо знать, что ложь дошкольника или школьника – не трагедия, а условие становления личности, и разрешение этой проблемы ведет не только к личностному росту ребенка, но и личностному росту взрослого, столкнувшегося с ложью ребенка и нашедшего адекватный выход из ситуации.

Маленький ребёнок ещё не в состоянии различить фантазии и реальность. Для него одинаково реальны сновидения, события и персонажи, которые он создал в своём воображении и события, произошедшие с ним в действительности.

Когда ребенок начинает говорить неправду, это не значит, что вранье стало его привычкой на всю жизнь. Это говорит только о том, что ребенок переживает трудный период развития и что у него возникают какие-то проблемы. Многие думают, что гнев и физические наказания быстро “вылечат” от лжи. Но это не так. Попытки справиться с враньем с помощью запретов и угроз практически никогда не дают результатов. Надо постараться понять, почему малыш лжет. А причин может быть много. Да и ложь бывает разной.

В возрасте до 3-х лет, ребенок еще не научился различать ложь, хитрость и шутку. Зачастую дети в этом возрасте не лгут, а фантазируют, потому что их мир реальности и мир сказок еще очень связаны. И они действительно могут верить в существование сказочных фей, которые проказничают за них. Иногда мы сами подталкиваем детей к вранью. Отругали кроху за то, что он испачкался, в следующий раз, чтобы избежать неприятностей, малыш придумает историю о том, как “он совсем не виноват”. Поэтому все-таки нашей первой реакцией на ложь должна быть спокойная попытка разобраться в том, что произошло.

Дети старшего дошкольного возраста тоже очень любят фантазировать, что-то придумывать. Многих родителей беспокоит, не вырастет ли их фантазёр большим лгуном. Следует различать фантазирование и ложь.

Фантазирование, в отличие от лжи не связано с приобретением каких-то реальных выгод или желанием избежать наказания.

Фантазия — источник творчества. Она помогает ребёнку придумывать сказки, стихи, новые игры, создавать рисунки и поделки из разных материалов. Фантазия — один из способов познания окружающего мира. Малыш представляет себе то, чего он сам не видел, но о чём слышал от окружающих. Он с помощью фантазии, пусть и не всегда верно, объясняет для себя различные явления действительности.

Значение фантазии в жизни ребёнка очень велико. В стремлении что-то сочинять, придумывать проявляется способность ребёнка к творчеству. Воображение, фантазия необходимы и взрослым. Не будь фантазии, не были бы созданы великие произведения мировой литературы, музыки, живописи. Мы не смогли бы любоваться красивыми зданиями, цветниками, не носили бы необычных украшений.

Главные причины лжи у детей этого возраста те же, что и у взрослых: страх и желание извлечь для себя какую-то выгоду.

Чаще всего дети лгут, потому, что боятся наказания, боятся огорчить близких, не оправдать их ожиданий, а значит, потерять любовь. Чтобы этого не случилось, они скрывают свои проступки или сваливают вину на кого-то другого («Это киска свалила вазу»«Это Бармалей приходил и сломал паровозик»«Это Колька съел конфеты», или утверждают, что сделали то, чего от них требовали, хотя, по тем или иным причинам, не делали этого («Я умылся»«Я поздоровался»).

Сознательное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми. Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием – умение не проговариваться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. Свою ложь он начинает считать «военной» хитростью, а, по сути – ложь из средства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ.

Детская ложь зачастую появляется в тех случаях, когда ребенку взрослые предъявляют требования, которые не соответствуют его возрастным особенностям, то есть непосильные требования. Либо, наоборот, на ребёнка налагают слишком много запретов.

Ложь ребёнка-дошкольника обычно легко распознать, так как в этом возрасте дети ещё не умеют притворяться и их обман бывает буквально «написан на лице».

Распознать, когда ребенок врет, можно по трем характеристикам: жестам, выражению лица (мимике) и особенностям речи. Жесты и мимика — это язык, который очень точно говорит нам о желаниях и намерениях.

Например:

– Нервозность, ребенок совершает лишние движения, суетится без причины.

– Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.

– Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий вашу реакцию на его слова.

– Прикрывание рта рукой, как будто ребенок не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.

– Неточность, путаность речи.

– Многословие, отсутствие четких формулировок; говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно, т. е. не следует правилу: «У правды один ответ: либо да, либо нет».

– Многократное повторение одной и той же мысли.

– Излишняя эмоциональность, ребенок может в ответ кричать, нервничать.

И в заключение стоит напомнить главное правило для взрослых: прежде, чем ругать и наказывать ребенка за обман, взрослым стоит задуматься, что послужило его истинной причиной, и постараться «вылечить болезнь, а не её симптомы».

Там, где есть доверие, нет места лжи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *