РАБОТА НАД СМЫСЛОВОЙ СТОРОНОЙ СЛОВА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе с детьми дошкольного возраста вопросам обогащения, закрепления и активизации словаря уделяется большое внимание. Основным направлением методической работы должно быть обеспечение речевого, языкового развития детей, создание условий для полноценного овладения родным языком. Слова, как знаки, обозначающие объекты действительности, в системе языка вступают в разнообразные семантические отношения (синонимические, антонимические и др.), которые необходимо раскрыть детям, если мы хотим обеспечить полноценное усвоение ими родного языка.

Программа обогащения и активизации словаря должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления знаний о предметах и явлениях, формирование понятий, следующие задачи:

1) раскрытие многозначности слова;

2) расширение запаса синонимов и антонимов;

3) формирование умения правильно употреблять слова.

Развитие смыслового богатства слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Значение слова с наибольшей полнотой раскрывается в сочетании с другими словами. Показателем того, что слово действительно вошло в активный словарь, является умение правильно по смыслу его употреблять. Раскрывая перед ребенком многозначность слова, мы показываем ему жизнь самого слова, потому что предметы и явления, соответствующие разным значениям слова, могут быть совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом. Если слово многозначно, то при использовании его в речевом потоке реализуется одно из его значений. Соединяя слова в словосочетания, дети получают маленький контекст, где одно слово выступает в разных смыслах. Эта работа является одновременно и обучением осмысленному употреблению слова и воспитывает языковое чутье.

Содержание работы по формированию умения называть антонимы

Необходимо, чтобы работа велась по следующим направлениям:

– расширение объема словаря;

– уточнение значение слова;

– организация семантических полей, лексической системы в целом;

– активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный.

Для лучшего усвоения антонимического ряда детям для выполнения можно предложить следующие задания.  

  1. Группировка антонимов по парам:

Детям нужно выбрать из трех слов два слова- «неприятеля».

Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий.

  • Подбор антонимов к данным словам:

День – ночь.  Войти – выйти.  Большой – маленький.  Близко – далеко.

В целях активизации работы над синонимами и антонимами следует предложить детям составить предложения или словосочетания с данными словами. Полезно находить антонимы в пословицах, поговорках, в текстах произведений художественной литературы.

  • Замена антонимов в предложении.

Детям даются короткие предложения, и логопед предлагает сказать «наоборот»: Наступила холодная зима. – Наступило жаркое лето. Утром дети приходят в детский сад. – Вечером дети уходят домой.

  • Накопление текстов из произведений литературы и фольклора.

Пословицы: «Знай больше, говори меньше», «Не поевши горького, не поймешь и сладкого».

Поговорка: «День да ночь – сутки прочь».

Загадка: «Зимой и летом одним цветом».

  • Закончить предложения и назвать слова – «неприятели».

Слон большой, а комар …

  • Упражнение «Сравни»

По вкусу: горчицу и мед. По высоте: дерево и цветок. По весу: гирю и пушинку. По ширине: дорогу и тропинку.

Содержание работы по формированию умения называть синонимы

Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов русского языка» З. Александровой к прилагательному «глупый» дано 37 синонимов, к глаголу «сказать» – 30, к существительному «лицо» – 16. Конечно, не все эти синонимы должны быть усвоены дошкольниками.

Система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов.

  1. Обнаружение в тексте слов, близких по значению.
  2. Объяснение значений и оттенков слов.
  3. Подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значении этих слов.
  4. Упражнения на употребление синонимов в речи.

Основные типы упражнений с синонимами.

  1. Выбор и группировка слов, близких по значению.

В упражнении даются слова одной части речи. Задание состоит в том, чтобы выбрать «лишнее» слово. Например, среди имен прилагательных:

Унылый, глубокий, грустный, печальный.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Крепкий, прочный, далекий, надежный.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

Пришел, явился, смотрел.

Выбежал, вылетел, вошел, выскочил.

  • Градация синонимов.

Градация синонимов – это расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака. Детям даются группы синонимов: (огромный, гигантский, большой).И предлагается составить ряд по возрастанию (большой, огромный, гигантский).Например: гигантский кит, огромный слон, большой медведь. С этими словами предлагается составить предложения.

3. Подбор синонимов к данному слову.

Детям даются слова (смешной, метель, работать), и они стараются подобрать синонимы. С каждым из них составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.

4. Замена синонима в предложении.

Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Детей чрезвычайно заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки к рассказу.

  • Выбор одного слова из данных близких по смыслу слов.

Небо … (заволокло, закрыло) тучами.

Олени …(спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

Наступило …(жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

  • Выбрать из трех слов два слова – «приятеля»:

Дом, солдат, маршал.

Думать, ехать, соображать.

  • К данным словам придумать слова- «приятели»:

Здание – … (дом).

Хворостина – … (прут).

Конь – … (лошадь).

Содержание работы по ознакомлению с многозначными словами

Работа над многозначными словами носит практический характер и состоит из следующих этапов:

1) наблюдения, которые подводят детей к осознанию многозначных слов в тексте;

2) упражнения в определении данного лексического понятия в тексте;

3) использование многозначных слов детьми в собственной речи (составление словосочетаний, предложений с разными значениями одного слова, пересказ рассказов).

При работе над какой-либо лексической темой используются два способа толкования значения многозначных слов: наглядный  и контекстуальный.

Наглядный способ толкования лексического значения многозначных слов заключается в подборе к слову картинок, которые определяют его разные значения. С помощью нескольких картинок на карточке дети определяют, какое многозначное слово они обозначают, и называют это слово (шляпка, крыло, гребешок, пятачок, нос, колокольчик, яблочко, батарея, песок, ствол). Также дети подбирают картинки к предложениям, загадкам.

Контекстуальный способ обычно применяется при уточнении смысла многозначного слова. Сущность его заключается в том, что в контексте реализуется только одно из значений многозначного слова.

Вова набрал полную корзину лисичек. (Грибы.)

У лисичек были длинные хвосты. (Звери.)

Можно предложить следующие разновидности контекстуального толкования многозначных слов.

1. Составление по образцу словосочетаний с данными многозначными словами. Колокольчик (душистый, железный). Бежит (ручей, время).

2. Составление предложений с данными многозначными словами. В целях повторения детям предлагается составлять схемы предложений и указывать на схеме многозначное слово или определять, каким по счету в предложении стоит многозначное слово.

У Кати в пенале лежит новая ручка. У малыша забинтована ручка.

3. Составление предложений, в которых о морозе, ветре, реке, дожде говорилось бы как о живых предметах.

Мороз рисует на окнах узоры. Река заснула под крепким льдом.

4. Пересказы текстов с многозначными словами, выборочные пересказы от первого лица, пересказы небольших текстов по ролям.

Желаем удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *