Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребенок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом хотя бы ради успокоения мамочки.
Многие родители ищут специальные центры, где детский логопед мог бы позаниматься с ребенком, а некоторые доходят до того, что устраивают здорового ребенка в корректирующий логопедический детский сад, не задумываясь о возможном вреде для него в группе с нарушениями в развитии речи. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.
На что же обратить внимание у своего ребенка:
если в 3-3,5 года:
– ребенок произносит только
отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
– в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
– он не повторяет за Вами
слова;
– вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и
звонких согласных (р, л) звуков является нормой).
если в 4 года:
– у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов);
– не может запомнить четверостишье;
– совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, проблемы со «сложными» звуками – норма).
если в 5-6 лет:
– все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
– допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании)
Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.
Детский логопед поможет:
1. Скорректировать произношение. В частности, исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р;
2. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения,«проглатывание» слов), заикание и другие;
3. Подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению.
Логопед в детском саду не только может проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму);
4. Вовремя направит ребенка к специалисту;
5. Проведёт коррекционную работу, направленную на общее развитие речи.
Она способствует расширению словарного запаса, становлению грамотной речи и т.д.
Помните, что только в результате вашего, родительского, самоотверженного труда и помощи учителя-логопеда, ребёнок может добиться успеха!