Психологические особенности детей 6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие ребенка

Возраст 6 – 7 лет — период познания мира человеческих отношений, и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка — обучению в школе.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов (когда ребенок начинает  сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах и объектах).

В 6-7 лет у ребенка завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого; метрические представления (ближе/дальше, больше/меньше и т.п.); координатные представления (вверху/внизу, лево/право), пространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу  для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).

Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
        Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата: режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование. На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.

Развитие психических процессов. 

      Восприятие продолжает развиваться, однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков: величина и форма предметов, положение их в пространстве.

    Внимание — увеличивается продолжительность до 20—25 минут. Оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.  Объем внимания составляет 7—8 предметов.

     Память —  у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделяет задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. 

      Мышление — ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

       Воображение — активизация функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный (т.е. благоприятный) для развития фантазии.

Социально-личностное развитие

Поведение ребёнка начинает регулироваться   представлениями о том, что хорошо и что плохо.  Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, когда поступает правильно; и смущение, неловкость, когда нарушает правила. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.  Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость.

 В возрасте 6-7 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, воспитателя; стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми. Поэтому для взрослых это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил, его моральные поступки. Обсуждайте значение моральных понятий. «Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых».

Отношения со взрослыми —по-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится как можно больше узнать о родителях, подрожать им, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Помните, поведение родителей является  примером поведения ребенка.

Чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми  познакомились. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно, быть похожим на взрослых и быть хорошим в глазах взрослого.

    Отношения со сверстниками — большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

, поведение родителей является  примером поведения ребенка.
Чаще   рассказывайте  о том, что у вас  произошло на работе, с какими людьми  познакомились. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно, быть похожим на взрослых и быть хорошим в глазах взрослого.
    Отношения со сверстниками
— большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между ними наблюдаются конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *