Мы – участники краевого фестиваля “Моя семья – жемчужина Алтая”

Семья и детский сад.

(заметки, воспоминания и размышления многодетной мамы)

Нам повезло: у Вани замечательные воспитатели! К слову, к ним же в своё время ходили и Аня, и Лиза. Жаль, Володя не попал, хотя у него тоже были хорошие педагоги. Сколько нового, интересного и прекрасного, узнают в садике дети! Вот Ваня, которому ещё не исполнилось четырёх лет, прикоснулся к чудесному миру поэзии. Язычок его ещё плохо слушается, но он старательно декламирует:

«Лубью я пыфное плилоды увяданье,

В баглец и золото одетая лиса…»

И тут же сам себя поправляет: «Не одетая лиса, а одетые леса. Это значит, лес нарядился». Что-то в этой маленькой головке уже шевелится. Не рано ли учить такие стихи в этом возрасте? Нет, не рано! Теперь я в этом точно уверена. Я видела, как это происходит (подсмотрела в щёлочку из приёмной, когда однажды пришла пораньше). Дети рассматривают картины с осенними пейзажами, подробно обсуждают все детали. Затем воспитатель читает стихотворение. И снова обсуждение: значение незнакомых слов, сложные предложения, сравниваются стихи и картины. Ещё несколько раз повторяет его воспитатель, а затем дети друг за другом стараются рассказать. И постепенно запоминают. Приходит умение чувствовать и понимать красоту, слышать слово. Всё просто. Но можем ли мы сделать так же дома? Можем, конечно. Но, честно, нам не хватает времени, сил, да и большого детского коллектива. Что ни говори, а у садика в этом отношении явное преимущество.

Нам повезло: у нас не просто группа, а ориентированная на русский фольклор. Девчушки в ярких сарафанах, мальчишки, подпоясанные, в красных рубахах, поющие озорные частушки, зазывалки, пляшущие в присядку, – даже с малышами это выглядит эффектно. «Подготовишки» вообще поражают! Костюмы сшили родители, репертуар – работа воспитателей. Я и не знала, что русский хоровод – это так красиво и интересно! Моё взросление, осмысление мира пришлось на годы развала СССР и последующих событий, когда всё наше отождествлялось с чем-то несостоятельным. «Ламбада» – это круто, это не «Калинка-малинка». Но вот смотрю, как дети, взявшись за руки, ведут наш исконный хоровод: то по кругу, то змейкой, то вдруг закручиваясь в спираль и выныривая откуда-то сбоку… Господи, как они не запутываются?! Нет, это отнюдь не примитив. А мне самой, оказывается, воспитатель нужен. Вот так и воспитываемся вместе с детьми.

Нам повезло: у нас замечательный садик! Одна из традиций – театральное представление, к которому подключаются все: не только воспитатели группы, но и музыкальный работник, и даже инструктор по физкультуре. Переношусь мысленно на три года назад. Аня в подготовительной группе, они готовят «Царевну-Лягушку». Сценарий наизусть знают все, так что если вдруг какой-нибудь «актёр» приболеет, его заменит товарищ. Приходим с маленьким Ваней за сестрёнкой. Немного припозднились, уже почти всех забрали, в группе тишина. Надежда Петровна обшивает зелёной тканью большой обруч.

– Что это у Вас?

– Болото для лягушки. Как сделать, чтобы было похоже?

В голове сразу начинают роиться идеи:

– А давайте сделаем кувшинки из цветной бумаги и по краям пришьём.

Беру стул, ножницы, сажусь рядом. В это время Ванюшке оставшиеся дети проводят экскурсию по группе – скоро он придёт им на смену. Вечером папа застаёт нас дома за работой: режем и красим поролон, нанизываем на деревянные шпажки – делаем камыши. Папа присоединяется к нам, помощь хорошего физика всегда кстати. Утром Аня гордо заносит наше творение в группу. «Они настоящие?» – спрашивают подружки. Вот оно – признание!

Нам повезло: в садике дети активно познают мир. Наступает весна, всем раздают задание найти материал о каком-либо весеннем явлении. Наша тема – лесные животные. Составляем небольшой текст – кто чем занят весной. У ёжиков рождаются ежата. Ищем в Интернете фотографии. Вы когда-нибудь видели новорождённых ежоночков? Обязательно посмотрите! Ребёнок в восхищении! И мы вместе с ним. А на завтра в садике все дети выступают со своими «докладами», делятся новыми знаниями и впечатлениями.

Нам повезло: с воспитателями можно обсудить любой животрепещущий вопрос. Переношусь ещё дальше в прошлое, в садик ходит Лиза. Нет, я не против новых технологий, это очень удобно. Но тогда все групповые задачи мы решали в живом общении. Гуляем на участке. Почти за всеми пришли родители, но никто не уходит. Все дружно обсуждаем нашу «садовую» жизнь. Конечно, воспитателю трудно, когда к двум десяткам детей добавляется два десятка родителей, но Любовь Викторовна охотно вводит нас в курс дела, даёт ценные советы опытного педагога. И мы действительно одна большая семья. Сегодня детям рассказали о многозначных числах. Возможно, это и не входило в программу, но им это жутко интересно. Дети знают, что я – преподаватель математики, на меня сыплются вопросы:

– Какое число самое большое?

– Сколько будет, если к миллиону прибавить один?

Сегодня многие вопросы решаются простым нажатием кнопки в смартфоне. Но и сейчас родители стараются поближе познакомиться не только с воспитателями, но и друг с другом, и с детьми группы.

Тринадцатый год мы ходим в детский сад. Костюмы, поделки, презентации, памятки, картинки, стенгазеты, оформление участка… Сколько всего было за эти годы! Не слишком ли много времени мы тратим на эти дела? Нет, всё это обязательно должно быть. Вся начатая в детском саду работа должна быть продолжена дома. И ещё ребёнку очень важно чувствовать, как важны для нас, да и для его будущей взрослой жизни, эти первые дошкольные шаги. Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки. Это не индульгенция, это предостережение нам: все основы закладываются в человека в детстве. Я не претендую на идеальность, я просто хочу, чтобы всё было хорошо.

– Как нам всё-таки повезло! – говорю я мужу. Наш папа смеётся в ответ:

– Везёт тому, кто везёт.

А если так, то впрягаемся вместе и повезли! И пусть наши дети будут счастливы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *