Автоматизируем звуки вместе.

Консультация для родителей учителя-логопеда

Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы. Изолированно звук ребенок уже может произносить, а в свободной речи звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда.
Сроки автоматизации звуков зависят:
1) От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей-дизартриков. Дизартрия – это нарушение устной речи, при которой имеется недостаточная чувствительность мышц, отвечающих за работу органов артикуляции. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности – т.е. самоконтроля и сознательного управления своими действиями, а также мотивированности ребёнка.
Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении, а также произносит слоги с ним. Далее звук вводится в слова и ребёнка просят произносить их медленно и чётко, выделяя корригируемый звук. От неторопливого утрированного произнесения слов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому их проговариванию, а затем к произнесению словосочетаний, чистоговорок, коротких предложений и стихов, включающих слова с корригируемым звуком. Важно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, и по возможности в детском саду (если у вас в группе грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка).
Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог – как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю так, как научился на логопедических занятиях, а в жизни как привык». Успешность логопедической работы зависит от ответственности родителей за воспитание навыков правильного произношения звуков Дома, в семье или в группе детского сада ребёнок проводит больше времени, чем в кабинете логопеда. И если требования логопеда, родителей, воспитателя к его речи не будут едиными, успеха добиться трудно. Следить за правильным произношением звуков, поставленных в процессе логопедической работы – наша общая задача. Иначе ребёнок будет «соскальзывать» на старое привычное дефектное произношение звука – так ему произносить легче.
Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила. На первых порах ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете, не спеша, исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения.
Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне моложеное» – «МоРРРоженое» – «Да, моРРРоженое» – «Молодец!». Обычно спустя недели две- три ребенок начинает сам отслеживать, где звук прозвучал неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
Часто трудностью для родителей является нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, помочь развить Вашему ребёнку фонематический слух помогут специальные игры. Они научат ребёнка рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать его речь богаче и разнообразнее. В такие игры можно играть в выходные дни, в будние дни вечерами, а в некоторые – даже по дороге домой, чтобы не отвлекаться вечером от домашних дел! Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать: «ДА», если в слове услышит корригируемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?».
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: это фрукт. Он сладкий, жёлтый, сочный, похож на лампочку. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это груша, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра «Что появилось?» («Чего не стало?)
На столе 4 предмета или игрушки. Ребёнок называет их, а затем отворачивается. В это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др. В конце игры ребёнку предлагается придумать слова со звуком [л].

Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк – волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз – глазочек, глазик, глазок, глазной.
Рука – ручка, ручища, рученька, рукав, рукавицы, ручной.
Мороз –морозный, морозец, морозище, мороженое.

Игра «Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

Игра «Всезнайка».
Дошкольник должен ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например, звука [л].
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

Игра «Кто больше».
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, заданный звук стоит только в середине слова, или слова могут обозначать только живые предметы или только сладкое; только фрукты; только одежду; только транспорт и т.п.

Игра «Один – много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал – бокалы; пила – …; пенал – …; канал – …; плот – …; дятел – … и др.

Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба – …, малыш – …, шалаш – …, желудь- …и др.

Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания – сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт – теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи – свекла, баклажан и др.

Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка – вилочка, палка-…, полка – …, галка – …, кулак -кулачок, каблук – …, балкон – …, вулкан – …, колпак – ….
В подобные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма. Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Процесс этот не всегда быстрый. Это надо знать и запастись терпением.
От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *